Назначение и функции бандажа
Хомут – это такой кольцевой бандаж, которую ставят на трубу. Причем подобные муфты могут иметь разные диаметры, которые выбираются в зависимости от размеров водопровода.
Лучше сразу купить несколько запасных хомутов Снаружи таких изделий есть зажимной механизм, который представляет собой соединительную гайку, затягивающую половинки колец. Также хомут для труб укомплектовывается резиновой прокладкой. Она увеличивает надежность соединения.
Функции хомутов:
- Такие изделия можно поставить в местах соединения труб. Это повысит надежность их крепления. Такая защита увеличит срок службы трубопровода.
- Можно фиксировать трубопроводы с большой протяженностью к твердой поверхностью. Это увеличивает их устойчивость и продлевает срок службы. Такая система обязательна для трубопроводов водоснабжения, канализации и отопления.
- Для устранения течи. Бандажи позволяют быстро и легко отремонтировать поврежденный участок системы.
https://www.youtube.com/watch?v=6FInKYRxU-M
Такой маленький и незатейливый элемент, как трубный хомут, позволяет решить сразу несколько проблем. Поэтому используются практически во всех водопроводах.
Преимущества и недостатки ремонтного хомута
Преимуществами можно назвать такие свойства приспособления:
- Многофункциональность. С помощью таких соединительных элементов ремонтируют трубы из разных материалов: стали, чугуна, пластика и железобетона.
- Дешевизна. Установка хомута является недорогим и надёжным способом справиться с поломкой трубы.
- Простота монтажа. Монтаж этого приспособления не требует никаких специальных навыков и, пользуясь инструкцией, любой человек может его осуществить.
- Термоустойчивость. Материал изделия способен переносить высокие температуры.
- Долговечность. Этот фактор зависит от производителя и материала изделия. Если деталь выполнена качественно и обладает всеми необходимыми характеристиками, то она прослужит долго.
Широкий ассортимент хомутов позволяет выбрать ремонтную деталь для трубы любого диаметра
Недостатки:
- Хомут можно использовать для устранения повреждений только ровных участков труб.
- Приспособление имеет определённые ограничения. Ширина повреждённой части трубы не должна превышать 340 мм.
Как устранить течь в батарее отопления
Не менее сложным в некоторых случаях оказывается вопрос по устранению течи в батарее отопления, в особенности между секциями. Порой добраться до таких мест не всегда получается, а перекрыть батарею нет возможности. Как быть в таком случае, как устранить течь в радиаторе?
Так, если течь появилась на чугунной батарее, то избавиться от нее можно посредством самореза. Конечно же, надолго такой способ не спасет, но возможно получится тем самым благополучно пережить отопительный сезон. Чтобы устранить течь в батарее отопления таким образом, нужный по диаметру повреждения саморезный болт вкручивается в отверстие. Данный способ подходит для ликвидации небольших, как правило, точечных протечек в радиаторах отопления.
Устранить течь между секциями радиатора, можно и при помощи гипсовой накладки, которая изготавливается по аналогичному способу, как при устранении течи в трубе системы отопления под давлением. Для этого берётся ткань и нарезается небольшими кусками по 25 см в длину. Затем в емкости готовится жидкий раствор алебастра или гипса, в котором немедля пропитывается ткань. Именно ею и обматывают повреждённое место на батарее отопления.
Многие используют также и соль для устранения протечек на резьбовых соединениях старых чугунных батарей. Очень часто такие соединения уже нет возможности раскрутить, поэтому накладки из соли, которая закоксовывает трещины и щели, помогают нормально пережить отопительный сезон до полной замены отопительного прибора. Бандаж из соли на батарею отопления делается в точности так же, как и гипсовый, только вместо гипса и алебастра используется каменная соль.
Изготовители данной линейки товаров
Рынок строительных материалов предоставляет различные изделия от отечественного и иностранного производителя. Профессиональные мастера заслуженно выделяют высокий уровень качества товаров от израильских и швейцарских компаний.
Смотрите видео
Практически все изделия, которые можно встретить в продаже, производятся по европейским нормам. Они имеют все нужные сертификаты для использования у нас в стране.
Линейка этих ремонтных товаров выставлена в продажу в очень обширном ассортименте, что позволяет их применять на любых магистралях, с любым диаметром труб. В список таких магистралей входят и системы для транспортировки питьевой воды.
Варианты крепления к стене
Размещение полипропиленового трубопровода непосредственно на поверхности – простой и довольно быстрый способ монтажа. Используются при этом клипсы для труб небольшого диаметра и хомуты для более массивных, а также минимальный набор инструментов.
Для скрытого крепления потребуется штробить стены, применять дополнительно болгарку, специальные теплоизоляционные материалы и цемент.
Второй вариант более эстетичен и особенно актуален для помещений небольших размеров. К тому же технические характеристики полипропиленовых труб (прочность, термостойкость, долговечность) позволяют без опасений «замуровывать» трубопровод.
И все же только наружная фиксация обеспечивает постоянный доступ ко всем узлам системы, давая возможность изменения ее конфигурации и выполнения ремонта при необходимости. Каждый способ имеет свои особенности, влияющие на итоговый результат.
На каком расстоянии располагать крепления
Расстояние между клипсами или хомутами – определяющий фактор исправного функционирования трубопровода.
Если не соблюдать рекомендации по монтажу и крепить опорные элементы слишком далеко друг от друга, впоследствии конструкции начнут провисать. Это отрицательно влияет как на прочность, так и на пропускную способность системы. Величина шага устанавливает в соответствии с диаметром полипропиленовой трубы и температурными показателями:
Диаметр ПП трубы, мм | Расстояние между креплениями в сантиметрах при определенной температуре | |||||
20⁰С | 30⁰С | 40⁰С | 50⁰С | 60⁰С | 70⁰С | |
16 | 75 | 70 | 65 | 55 | ||
20 | 80 | 75 | 70 | 65 | 60 | |
25 | 85 | 80 | 75 | 70 | ||
32 | 100 | 95 | 90 | 85 | 75 | |
40 | 110 | 105 | 100 | 95 | 85 | |
50 | 125 | 120 | 115 | 110 | 105 | 90 |
63 | 140 | 135 | 130 | 125 | 120 | 105 |
75 | 155 | 150 | 145 | 135 | 130 | 115 |
90 | 165 | 155 | 150 | 145 | 125 | |
110 | 185 | 180 | 175 | 165 | 160 | 140 |
Рекомендуем ознакомиться: Какое отопление лучше и как его смонтировать в частном доме
Наружное и скрытое крепление: последовательность действий
Еще на этапе составления плана-схемы размещения трубопровода нужно стараться избегать слишком большого количества углов, изгибов и поворотов.
Такие участки склонны к провисанию и требуют дополнительного усиления. Конструкции, которые размещаются в стенах, должны быть максимально монолитными, чтобы снизить риск разгерметизации сварных швов (ремонт в данном случае будет достаточно трудоемким).
Монтаж на клипсы
В минимальный набор инструментов входят дрель или перфоратор (в зависимости от материала стен), шуруповерт либо отвертка для вкручивания саморезов, молоток, а также маркер, рулетка и уровень.
Последовательность выполнения работ следующая:
- Наносится разметка на поверхности, по которым будут проложены трубы. Места крепления клипс отмечаются в соответствии с данными таблицы о расстоянии между точками фиксации.
- Дрелью или перфоратором по меткам проделываются отверстия, в которых с помощью молотка фиксируются дюбели.
- Саморезами прикручиваются к стене клипсы, в которые затем вставляются сваренные трубы.
Монтаж на хомуты
Наружное крепление трубопровода при помощи хомутов принципиальных отличий от клипсового способа не имеет.
Вначале делается разметка точек фиксации через рекомендуемые промежутки, затем высверливаются отверстия под дюбели и хомуты до упора прикручиваются к поверхности.
В местах изгиба труб устанавливаются дополнительные крепежные элементы (на расстоянии порядка 15 см от угла).
Затем сваренная конструкция фиксируется в хомутах жестким или плавающим креплением.
Способы устранения течи в прямой трубе отопления
Локальная протечка металлической трубы на прямом ее участке (свищ) является самым легким вариантом для самостоятельного устранения. Существует несколько способов, которые позволяют справиться с проблемой без слива воды.
Механический способ устранения протечки
Классический способ заделки течи – установка обжимного устройства на резиновую прокладку при работающей системе отопления.
Способы следующие:
- Поврежденный участок трубы оборачивают мягкой резиной (например, велосипедной камерой). Закрепляют заплату металлической проволокой, хорошо затянув ее в несколько витков по длине резины.
- Резиновую заплату закрепляют двумя обжимными узкими хомутами, соответствующего диаметра.
- Если протечек несколько, они локализованы в непосредственной близости друг от друга, то заделать течь в трубе отопления можно установкой металлической обоймы. Это широкий хомут со встроенной резиновой прокладкой, который затягивается в двух местах.
Если свищ образовался в толстостенной трубе, то его можно заделать установкой специального самореза с резиновым уплотнителем перед шляпкой. Для этого место протечки зачищают и ручной дрелью вкручивают саморез.
Химические способы устранения течи
Производители герметиков для ремонта предлагают массу материалов для заделки течи в отопительных системах с металлическими или полипропиленовыми трубами.
Из подручных средств можно использовать автомобильные герметики для высокотемпературных режимов эксплуатации. Таким составом пропитывают ткань и оборачивают трубу, где обнаружено поврежденное место отопительного контура.
Такой способ устранения протечек используют не только на прямых участках, но и в местах резьбовых соединений или стыковки труб разного диаметра. Это оправдано, если невозможно отключить отопление в момент ремонта стыка.
Для заделки течи в трубах отопления используют следующие химически активные вещества:
- Герметизирующие двухкомпонентные смолы на основе эпоксидки.
- Клеящие силиконовые смеси, которые быстро «схватываются» (холодная сварка).
- Термостойкие смеси на основе каучука.
Алгоритм действий следующий:
- Поврежденный участок трубы обезжиривают, высушивают и наносят на него герметик тонким слоем.
- Обматывают ремонтируемый участок специальной стекловолоконной лентой серпянкой. Она служит армирующим элементом в массе герметичной обмазки.
- На серпянку вновь наносят химсостав. Действие повторяют.
В результате на теле трубы образуется герметизирующий слой, который надежно защищает ее от течи.
Разновидности
Хомуты представлены на строительном рынке в широком ассортименте. Модели производятся в большом разнообразии типоразмеров и подразделяются по таким признакам, как способ фиксации, наличие уплотнителя, форма, материал изготовления и предназначение.
По материалу изготовления изделия подразделяются на пластиковые и стальные. Причём стальные элементы могут быть выполнены как с применением оцинковки, так и без неё. В сравнении с пластиковыми моделями стальные хомуты считаются более востребованными и популярными. Это объясняется низкой стоимостью изделий, хорошей устойчивостью металла к растяжению и высокой прочностью. Недостатком металлических хомутов является низкая устойчивость неоцинкованных моделей к коррозийным процессам. Поэтому в тех случаях, когда установка хомутов планируется в излишне увлажнённых помещениях, следует выбирать модели из нержавеющей стали либо хомуты, покрытые цинком.
Пластиковые варианты отличаются повышенной эластичностью, высокой устойчивостью к вибрациям и способностью создания подвижной фиксации. Модели могут применяться для крепежа трубопровода диаметром не более 10 см.
В зависимости от возложенных на них задач хомуты подразделяются на спиральные, силовые, проволочные, червячные, трубные и врезные варианты.
Спиральный хомут является достаточно распространённым устройством и предназначается для жёсткой фиксации труб в системе.
Силовой имеет форму ленты с отверстиями для болтов и незаменим при работе на магистралях с повышенным рабочим давлением, на насосных станциях, пневматических и гидравлических системах.
Проволочные хомуты представлены в виде одного или нескольких колец из стали, оснащённых стягивающими крепёжными элементами. Модель предназначена для гофрированных труб и незаменима для их фиксации при сильных подвижках.
Червячная модель представляет собой стальную полоску с дорожкой, оснащённую зубчиками и шурупами для затягивания. Модель используется при обустройстве отопительных систем, а также в качестве фиксирующего механизма трубопроводов, подвергающихся воздействиям серьёзных вибраций.
Трубные хомуты представлены в виде колец со скобами и устанавливаются для закрепления трубопровода в случаях, когда необходимо понизить внутреннее напряжение в системе во время ремонта.
Пружинный хомут имеет достаточно узкую специализацию и используется на трубах, подверженных линейному расширению.
Врезной, или седельный, хомут с отводом является более сложным механизмом и предназначен для установки в места разветвлений трубопровода. Главным его отличием от традиционных моделей является наличие муфты, оснащённой резьбовыми патрубками, что позволяет врезать хомут в систему и в короткий срок подключить дополнительную ветку. Герметичность такого соединения обеспечивает прокладка, находящаяся внутри хомута, и изготовленная из профилированной резины.
Поворотные модели, известные также как шарнирные замки, применяются для установки строительных лесов и используются при креплении распорок диагонального типа. Благодаря поворотным хомутам все элементы могут быть закреплены под любым углом, что придаёт дополнительную прочность конструкции и обеспечивает её устойчивость.
По типу фиксации все хомуты подразделяются на два вида:
- К первым относятся модели, формирующие жёсткий тип крепления, при котором труба становится полностью неподвижной. Обжимные скобы таких изделий надёжно затянуты болтами, а сам хомут прочно прикреплён к стене. Используется такой тип креплений на участках изгибов трубопровода и при наличии разветвлений.
- Ко второму типу относятся модели с подвижным креплением, используемые для фиксации труб отопления и ГВС. Специфика крепления не создаёт препятствий для удлинения и сжатия трубопровода и обеспечивает его продольную подвижность. В результате создаётся оптимальное напряжение магистрали, значительно продлевающее срок эксплуатации сетей.
Конструктивно хомуты представлены несколькими типами:
- разъёмное кольцо, сформированное в виде круга и имеющее один механизм крепления, фиксируемый болтом;
- кольцо, состоящее из двух полукруглых пластинок и имеющее уши крепления с обеих сторон;
- лента, сложенная кольцом и имеющая несколько положений для фиксации;
- U-образная модель, часто изготавливаемая из пластика, оснащённая защёлкой-фиксатором и способная крепиться жёстким и подвижным способом одновременно.
Изготовление хомута из подручных материалов
Найдите полоску оцинкованной жести, толщина которой не превышает одного миллиметра, и кусок трехмиллиметровой резины. Поищите в своих запасах пару болтов (М6, М8 или М10), а также подходящие к ним гайки и шайбы. Из инструментов пригодятся:
- молоток;штангенциркуль;гаечные ключи;тиски или плоскогубцы;ножницы по металлу, которые можно заменить при наличии электролобзиком или болгаркой, снабженными соответствующими режущими элементами;дрель и сверла (М7, М9 или М10, М12).
Для определения диаметра трубы воспользуйтесь штангенциркулем. Если диаметр трубы большой, то проведите необходимые измерения с помощью уголка и линейки.
Далее вырежьте жестяной каркас хомута в виде полосы, ширина которой должна быть 4-8 см, а длину придется высчитать. Для этого определяется длина окружности трубы путем умножения ее диаметра на 3,14 (число Пи, знакомое всем со школьного курса геометрии). К полученному результату добавляют 3-4 см, из которых впоследствии делаются «ушки» с просверленными отверстиями для крепящих болтов.
Размер отверстий в «ушках» зависит от диаметра болтов, причем если шайбы широкие, то можно добавить лишних 2-3 мм, чтобы упростить в дальнейшем монтаж хомута. Если ширина бандажа превышает 6 см, то рекомендуется просверливать отверстия не под два болта, а под три.
Разметить маркером линию, по которой произвести отгибание «ушек» под прямым углом к жестяной полосе. Эту операцию можно сделать вручную, если полоса тонкая. С более толстым материалом работают с помощью тисков или плоскогубцев.
Далее жесть огибают вокруг трубы, на которую планируется надевать хомут, и стараются соединить ушки так, чтобы просверленные в них отверстия совпали. Если жесть плохо сгибается, то полоску обстукивают молотком. Вырезанную заранее резиновую прокладку, выкроенную с учетом ширины бандажа, вставляют в хомут.
Определение и случаи применения
Перед тем как перейти к яркому рассмотрению вопроса монтажа хомута на трубу, нужно разобраться, что данный вспомогательный элемент сантехники собой воображает. Хомутом принято именовать особое приспособление, предназначенное для герметизации отверстий в трубах и ликвидации течи. Хомутами также будут дополнительно оснащаться места соединения сегментов трубопровода для дополнительной герметизации.
Что касается случаев применения, возможно отметить:
- Появление свищей в стенке трубы. Это может происходить в следствии действия коррозии на стены.
- Появление трещин в трубах. Появляются как при нарушении правил монтажа, так и благодаря недостатков производства.
- Появление переломов на трубах. Такое может наблюдаться при нарушении технологии монтажа труб.
- Происхождение течи в местах соединения. Может появляться в следствии неправильного монтажа или естественного износа уплотнителя.
Что касается устройства элемента, то хомут представляет собой два железных полукольца, соединяемых между собой болтами с гайками. По внутреннему радиусу хомута в большинстве случаев крепится резиновый уплотнитель, имеющий ширину больше, чем железная часть.
Конструктивные особенности изделия
Хомут – простое и эффективное приспособление, имеющее массу типовых вариаций, но, по сути, все они имеют схожие конструкционные характеристики. Разница представлена в виде форм, устройстве крепежа. Применение их наиболее распространено в области монтажа и ремонта систем трубопроводов, это обуславливает еще одну характерную особенность конструкции. Для лучшей фиксации и герметичности, в изделии часто имеется резиновая прокладка.
По поводу практической пользы рассматриваемых изделий, можно сказать, что без них практически невозможно осуществить качественную фиксацию трубопровода, причем как горизонтального, так и вертикального.
Линейка типов этого устройства начинается с самых простых односторонних изделий, представляющих собой шпильку с резьбой. Далее она продолжается вариациями, отличающимися не только большей сложностью конструкции, но еще и размерами (под этим следует понимать максимальный диаметр трубы, для которой может быть применено то или иное изделие) и целевым назначением.
Хомуты
Наиболее распространенные проблемы, в решении которых помогают хомуты:
- Устранение трещин на системах трубопровода. В зависимости от типа изделия, можно перекрыть даже достаточно крупное повреждение.
- Перелом трубы – не частая, но серьезная проблема. По большей части, с ней сталкиваются те, кто занимается монтажом и ремонтом трубопроводов профессионально.
- Также при необходимости устранения «свищей» водопроводных труб, опять широко применяются хомуты. В такой ситуации необходимо применение мягкой подложки.
Рынок насыщен всяческими конфигурациями хомутов разных производителей. Заводское производство, помимо профессионального изготовления еще и дает гарантию качества. Ведь, изделия изготавливаются в соответствии ГОСТ. Связано такое правительственное регулирование качества, с высокой степенью роли хомутов в сохранении целостности конструкций, в которых они применяются. На основании этого возникает вопрос, стоит ли делать хомут на стальную трубу своими руками.
Возникновение вопроса
Критерии выбора хомута для трубы
Хомуты для труб представляют собой круглые или полукруглые кронштейны. Некоторые модели могут иметь пружинный зажим или систему с выступом, которые при правильном выборе плотно прилегают к трубопроводу, кабелям или трубам.
Есть два типа фиксации – болтами с помощью кронштейна или напрямую. За счет этого труба должна надежно фиксироваться, независимо от типа поверхности – штукатурка, дерево, плитка.
Между собой хомуты отличаются диаметром и материалом. Большинство производителей выпускают детали из меди и стали, встречаются также латунь, хром, пластик. Способов крепления несколько – с одним, двумя или даже тремя болтами, с зажимом и т.д.
Хомуты для труб бывают анкерной или направляющей конфигурации. Вы самостоятельно определяете плотность прилегания трубы к детали, исходя из нужного уровня фиксации. В некоторых соединениях нужно оставлять пространство для движения – теплового или механического.
Есть несколько характеристик, которые отличают хомуты между собой
Обратите внимание на следующие критерии:
- гибкость. Определяет удобство монтажа хомутов. Встречаются модели с двойной резьбой для гибкого крепления к кронштейнам, швеллере и штанге;
- универсальность и используемые материалы;
- прочность. Некоторые модели могут быть оснащены выдвижной втулкой, которая предотвращает гальваническую коррозию;
- защита от вибраций. Используются специальные резиновые прокладки, обеспечивающие изоляцию даже во время постоянных вибраций;
- совместимость с другими материалами;
- экологичность.
Технология сварки металлических труб отопления
От того, насколько качественным будет исполнение сварных швов, зависит прочность всей отопительной системы. Поэтому при монтаже трубопроводов необходимо досконально соблюдать технологию электросварочных работ. В частности, требуется соблюдать следующие правила:
на этапе подготовительных работ следует удалить со всех деталей грязь, пыль и песок; если концы труб деформированы, их нужно выправить либо ровно обрезать; если производится дуговая сварка кромки, поверхности свариваемых деталей изнутри и снаружи должны быть зачищены примерно на 1 см от края; сварка элементов по окружности производится в непрерывном режиме.
Количество слоёв сварки определяется в соответствии с толщиной стенок соединяемых труб:
- менее 6 мм – 2 слоя;
- 6-12 мм – 3 слоя;
- более 12 мм – 4 слоя.
Прежде чем приступить к накладыванию каждого последующего слоя, с предыдущего необходимо удалить весь шлак
При наложении первого слоя сварки обычно используется метод ступенчатой наплавки, а всех последующих – сплошной. Ступенчатая наплавка разбивается на участки посредством прихваток. Для этого используются электроды диаметром 2-4 мм. Затем участки, расположенные через один, соединяются. После этого производится соединение оставшихся участков.
Второй и последующие слои накладываются на первый при медленном и равномерном поворачивании труб (поворотный стык). Если повернуть трубу невозможно, приходится выполнять неповоротный стык. Эта операция требует высокой квалификации сварщика. Они выполняются электродами большего диаметра по сравнению с первым. Начало последующего слоя должно быть примерно на 30 мм смещено относительно начала предыдущего. Финишный шов должен быть ровным и гладким. Его следует накладывать таким образом, чтобы он плавно переходил в основной металл трубы.
Необходимые меры безопасности для производителей протерм — котлы электрические тут.
Критерии выбора
При покупке хомутов для проведения ремонтных работ необходимо учитывать разные параметры. Среди них специалисты выделяют общие требования.
Нельзя использовать изделие, если его длина меньше внешнего диаметра трубы.
При ремонте трубопровода диаметра больше 350 мм важно применять бандаж, длина которого на 150 мм больше поврежденного участка.
Для габаритных конструкций ремонтники рекомендуют приобретать латающее изделие, длина которого больше длины поврежденного участка на 200 мм.
Для «лечения» трубы из полипропилена необходимо применять хомуты, длина которых превышает в полтора раза длину свища или трещины.
Если хомут используется для стыковки двух труб, их концы должны находиться на расстоянии 10 мм друг от друга.
Разрешено использовать хомуты, только если площадь поврежденного участка составляет не более 60% от площади хомута. Когда трещина в трубе больше по размерам 60% площади бандажа, для ее заделки лучше использовать ремонтные муфты.
Необходимо учитывать технические условия эксплуатации ремонтируемого объекта. Например, нельзя устанавливать хомуты там, где давление внутри системы водопровода превышает 10 атмосфер. Латание трубы в данном случае бесполезно. Нельзя устанавливать хомуты на трубопровод, внутри которого носитель имеет температуру, превышающую +120 градусов. Разрешено применять описываемое ремонтное оборудование там, где температура носителя постоянна и она укладывается в диапазоне от -20 до +60 градусов.
Можно монтировать хомуты не только на трубопроводы, внутри которых транспортируется вода, но и на системы, где по трубам поставляется инертный газ или воздух. Обжимная конструкция в этом случае должна представлять собой ленту, выполненную из нержавеющей стали. Толщина сплава должна быть не менее 2 мм. В случае необходимости использования многосоставного хомута специалисты рекомендуют выбирать модели, выполненные из высокоуглеродистой стали (М 20). Допустимым считается применение хомутов из литого чугуна.