История становления и развития дизайна интерьера

Техно-стиль в интерьере

Если архитектурный стиль хай тек заключается в использовании новейших инженерных решений и технологичных материалов, то хай-тек в интерьере — это упор на передовые технологии и современную бытовую технику. Жилье снабжается не только солнечными батареями, но и всевозможными гаджетами, избавляющими от рутинных дел: датчиками контроля, умными розетками, погодными сенсорами, фильтрами воздуха и воды.

Дело за технологиямиИсточник hayatouki.com

Простота и эргономичность декора дополняется выбором соответствующей мебели. Для нее главным критерием остается функциональность, что выражается в предельно лаконичной форме. На цвет никаких ограничений не накладывается — он может быть ярким. В обстановку хай-тек гармонично вписываются шкафы-купе, встроенные шкафы, полки в нишах. Обивка мягкой мебели — однотонная плотная ткань или мягкая кожа. При оформлении комнат используются следующие приемы:

Гостиная. Мебели должно быть немного, а встроенная мебель имеет тот же оттенок, что и стены. В качестве напольного покрытия подойдет глянцевый ламинат, плитка, паркетная доска или линолеум. Для стен выбирают штукатурку или флизелиновые обои, которые со временем можно покрасить. Потолок — реечный, натяжной или подвесной, нередко с точечной подсветкой.

Гостиная с каминомИсточник m.yukle.mobi

Спальня. Она выглядит не только функционально, но и изысканно, благодаря спокойным цветам стен и многоуровневому освещению с регулировкой яркости и оттенка ламп. Пол украшает неброский ковролин или ковер с высоким ворсом, на окнах — горизонтальные жалюзи или темные шторы. Уютными деталями служат абстрактные панно и монохромные фото на стенах, а также более насыщенные оттенки декора.

Эко-тек в спальнеИсточник boxtoner.ru

Кухня. Идеальное место для воссоздания оригинального дизайна. Стильная обстановка достигается использованием износостойких высокотехнологичных материалов; предпочтение отдается пластику, алюминию, стеклу, нержавеющей стали. Эталон стиля — комната со специальной модульной мебелью и со всей требуемой техникой; удачный ход — использование акцентной светодиодной подсветки.

Комфорт и неординарностьИсточник www.tenkawalekpodlogi.pl

Ванная. Для отделки используется глянцевая однотонная плитка монохромных оттенков, такими же по цвету подбирают аксессуары. Стильно будет выглядеть современная душевая кабина, отрытые стеллажи и полки из матового или цветного стекла. Впечатление дополняет раковина из закаленного стекла и светодиодная подсветка.

Ванная в стиле хай-текИсточник westgarthsocial.com

Прихожая. Функциональность — девиз прихожей. Здесь нужны практичные решения: хорошее освещение, компактная мебель, зеркальные и глянцевые поверхности, увеличивающие пространство. Хороший вариант — шкаф-купе с дверями из матового стекла и хромированной фурнитурой.

Важность зеркал в маленьком пространствеИсточник dekormyhome.ru

О ремонте ванной в стиле хай-тек в следующем видео:

https://youtube.com/watch?v=1FbWosMUBm8

Заключение

Хай-тек задумывался как стиль, максимально отдаленный от природы

Чтобы техно-интерьер не выглядел скучным и безжизненным, помещение оформляют аксессуарами, при этом важно помнить об их уместности. Чужеродным будет выглядеть пестрый турецкий ковер, легкомысленные фарфоровые вазочки или резная шкатулка, инкрустированная перламутром (если только это не эклектика)

Украшением интерьера хай-тек станет простая по форме однотонная ваза или часы в металлическом каркасе.

Постмодернизм

Сегодня в архитектурной среде доминирует плюрализм идей и мнений. Ни одно из направлений архитектуры не может называться приоритетным, ни одна концепция не возводится на пьедестал в качестве истинной. Развитию таких взглядов способствовало движение постмодернизма. Его философия исходит из той установки, что ориентация на художественный абсолют провоцирует воспроизведение тоталитарного сознания у человека и тоталитарных структур в обществе и поэтому не может быть с успехом использована.

Архитектурный постмодернизм возрождает исторические принципы построения композиции зданий (симметрию, перспективу, пропорциональность), использует элементы всех стилей, применяя принципы высокой эклектики. Кроме того, постмодернизм свободно обращается практически с любыми видами декора. Копирование как таковое здесь просто исключено. Несколько стилей могут быть собраны воедино и проникать друг в друга, образуя удивительные и неповторимые здания.

В архитектуре ХХ века возникало и исчезало также и множество других направлений, движений и школ. Модернизм, интернациональный стиль, историзм, структурализм… При этом далеко не все современные направления оказывают ощутимое влияние на проектирование и облик частных домов. И есть еще одна причина, по которой новая архитектура не слишком широко распространена: заказчик очень часто оказывается неготовым к восприятию тех или иных авангардных идей. Получается, что современная архитектура – при всей своей чудесной простоте – оказывается элитарной, подчас до чрезвычайности. Как говорится, сlass not mass. Однако, если вам захотелось построить дом в стиле брутализма или хай-тека, то разве нужно отказывать себе в этом, оглядываясь на соседей или друзей, предпочитающих что-то более традиционное? ( см. раздел архитектура в живописи )

Архитектурные стили классицизма

На закате эпохи Возрождения Палладио и Скамоцци (итальянские архитекторы) выразили архитектурным языком направление классицизма. Основа классического стиля: рационализм и использование только функциональных деталей.

Архитектор А. Палладио. Вилла Ла Ротонда, Виченца, Италия. Классический стиль в архитектуре

Благодаря следованию строгим канонам, постройки отличаются

  • правильностью планировки,
  • чёткими формами,
  • симметричными композициями и
  • сдержанным убранством.

Эстетизм классицизма поддержали масштабные градостроительные проекты, что вылилось в упорядочивание городских застроек.

В разных странах это направление проявляется с некоторыми особенностями. Италия, Франция, Англия, Германия, США выразили классику как:

  • Палладианизм или ранний классицизм,
  • Георгианская архитектура,
  • Ампир,
  • Регентство,
  • Бидермейер,
  • Федеральная архитектура.

Резиденция премьер-министра Великобритании. Георгианский стиль дома на Даунинг стрит 10, Лондон

В статье Архитекторы Классицизма в Англии можно проследить эволюцию архитектурных стилей на примере этой страны.

Классицизм — значит «образцовый». Рациональная методология европейского философа Рене Декарта (1596 -1650 гг) «от простого — к сложному» нашла выражение в строений 17—19 веков.

Архитектурные стили данного направления более подробно описаны в статье «Классицизм в архитектуре«.

Другие этапные вехи концептуального развития стилей

Долгое время человечество не делило искусство на «чистое» и прикладное». В эпоху Средневековья (IX-XII века), например, оба эти понятия обозначались одним словом «ars». Архитектура была однородной. Существовало лишь два направления: романское и готическое.

Первое ассоциируется со строительством христианских храмов и церквей, второе с католическими соборами. Романские церкви замки были основательными, приземистыми. Они возводились при помощи ровной каменной кладки, стены покрывала черепичная крыша. У здания обязательно был большой двор, который по периметру огораживался высоченным забором. За ним скрывались городские жители во время военных атак врагов.

Замок в романском стилеИсточник rehouz.info

Готические соборы росли вверх, они тянули к богу свои остроконечную кровлю. Панорамное арочное остекление, острые шпили, витражи, скульптуры химер на фасадах. Внутри все было довольно скромно, но за счёт архитектуры здания, интерьер казался излишне изысканным.


Готика и мистика всегда шли рядомИсточник yandex.net

В период Средневековья художники, архитекторы, скульпторы считались такими же ремесленниками, как каменщики. Часто человек одной профессии умел делать все: чертить проект дома, возводить стены, а потом украшать их живописными рисунками. Таким был учёный Брунелли, Таким был Леонардо да Винчи, Микеланджело и Агостио Рамелли. Их талант, их труд способствовал тому, что сложные технические новинки перестали быть диковинкой. Изобретение новых технологий дало толчок развитию всех сфер жизни человека. Началась эпоха Ренессанса (XV-XVI века), которая определила новые особенности формирования предметной среды. Облик здания сначала рождался на бумаге, создавались чертежи, а потом уже по ним проекты реализовывались в материалах.

Исторические стили

Давно замечено, что история интерьера и формирование стилей в точности повторяет историю человеческой культуры. Её развитие приводило к усложнению традиций и обычаев. На все это обязательно накладывался религиозный отпечаток. Поэтому со временем жилье становилось не просто центром домашнего тепла и уюта, его старались украшать, приближать к эталону эстетических потребностей владельцев.

Трудно сказать, когда официально начитается история возникновения дизайна. Можно и первобытных людей назвать декораторами. Наскальные рисунки, оставшиеся от них, говорят о наличии сильной тяги к украшательству жилого пространства у пещерных людей. Правители Древнего Египта не жалели средств на создание роскошных дворцов и могил. Но от них мало, что осталось.

Дворцы Древнего Египта украшались с небывалой роскошьюИсточник vipdivani.ru

Самой древней современной цивилизацией по праву считается Китай. Когда европейские нации ещё только формировались, здесь уже были богатые традиции, обычаи и своя письменность. Страна жила очень изолированно ото всего остального мира на протяжении десятки веков. Это объясняет, почему её культура смогла остаться самобытной. Она не влияла на формирование западного мира. Поэтому следов китайской цивилизации в нем очень мало.

Впервые вопрос о функциональности предметов и их эстетической составляющей был поднят в период античности. Памятники архитектуры этого времени наглядно демонстрируют наличие чёткого стиля, приверженность которому прослеживалась во всем: в строительстве храмов, общественных зданий, домов богатых людей и простых рядовых граждан. Все эти здания возводились по принципу строгой симметрии. Выдерживались правильные геометрические пропорции, строго соблюдалось соотношение малого и большого. Они оба составляли единое целое: большое было его частью, а малое частью большого.


Древний Рим интерьерИсточник yandex.net

Поэтому внутри любого строения пространство разделялось следующим образом: в центре одно большое помещение, вся остальная площадь делилась на равные квадраты меньшего размера. Они обязательно были одинаковыми. Подобное построение долгие века оставалось эталоном архитектурного искусства.

Античные философы постоянно полемизировали, они искали равновесие между украшательством и практичностью. Эти споры и дали толчок официальному рождению дизайна интерьера. Больше всего подобная проблема интересовала Сократа. В воспоминаниях его учеников Платона и Ксенофонта есть упоминания латинского слова «design». В то время оно использовалось для обозначения рисунка, замысла, чертежа, проекта будущего строения. Это значит, что именно античный философ является теоретиком отрасли, которая отвечает за эстетическую составляющую потребительской части жизни человечества.

Реконструкция древнеримской виллыИсточник b2.3ddd.ru

К стилям Древнего мира, кроме стиля Древнего Египта, Римма и Византии можно отнести стиль Древней Греции. Он базируется на античности, но в нем присутствует ярко выраженный национальный колорит.

Ар-деко

Стиль Ар-деко впервые появился во Франции в яркий и противоречивый период между двумя мировыми войнами – в 20-х годах XX век. Он ассоциируется с эрой джаза, океанскими лайнерами и роскошными интерьерами отелей. Ярче всего эта эпоха и сам стиль описаны в романе Фрэнсиса Скотта Фицджеральда «Великий Гэтсби».

Но несмотря на всю свою привлекательность, сегодня ар-деко является не самым распространенным стилем. Дело в том, воплотить его в жизнь без участия дизайнера достаточно сложно. Ар-деко состоит из смеси, казалось бы, не сочетающихся между собой элементов. Поэтому несколько ошибок способны превратить единую гармоничную картину в простой набор предметов.

Главными элементами этого стиля выступают геометрические орнаменты, яркие и контрастные цвета, глянцевые поверхности, хромированный металл, этнические мотивы (слоновая кость, змеиная кожа, анималистические принты), множество зеркал, хрусталь, золото и просто обилие гламура.

Мебель в стиле ар-деко выполнена из полированной и лакированной древесины, металла и стекла. Обивка может быть украшена зигзагами, полосками или обтянута натуральной кожей светлых тонов. Все предметы имеют обтекаемую форму – большие буфеты, шкафы и кресла.

Американский

Американский стиль отличается в первую очередь планировками – обычно отдельно находятся только спальни и ванные, а кухня, столовая, гостиная, коридор объединены в единое целое. Чтобы зонировать это пространство, используется массивная мебель, арочные проемы и отделка. Главная цель такого интерьера – создать комфортную атмосферу для всех членов семьи.

В цветовой палитре доминируют: бежевый, коричневый, охра, оливковый, белый, бордовый. При этом предметы сочетаются друг с другом по цвету, материалу и дизайну. Их совсем немного, но они очень функциональные.

Современные стили легко смешиваются друг с другом в отличие от исторических и национальных, а границы между ними весьма условны. К основным можно отнести: лофт, хай-тек, минимализм и эко-стиль.

Освещение в стиле хай-тек

Здесь можно применить все самые современные способы и виды освещения помещений. Чем оригинальней и техногенней будет организован свет, тем лучше. На этапе выбора потолочной конструкции нужно продумать расположение центральной люстры, которая должна быть максимально простой и яркой, без лишних элементов, и системы точечной подсветки для выделения различных зон.


Система освещения линейными светодиодными лампами.

Для дополнительного освещения на разных уровнях можно устанавливать плавно изогнутые бра и торшеры простых конструкций без лишних украшений.


Подсветка разделила комнату на разные зоны.

«Проектирование и строительство. Иллюстрированный справочник для заказчика и проектировщика»

Петер Нойферт, Людвиг Нефф

Изображение: издательство «Архитектура-С»

О чём

Эта книга — основа основ, полноценный учебник и настольное пособие как для начинающих дизайнеров, так и для профессиональных архитекторов.

Не стоит пугаться названия — в книге не академический сухой, а понятный, живой язык. С помощью коротких (но максимально объясняющих суть) текстов, рисунков, таблиц и схем авторы описывают процесс проектирования помещений. От фундамента до крыши, от общего пространства жилья до размеров кухонных приборов, от прихожей до кабинета. Рассказывают про освещение, вентиляцию, типы домов, участки и сад, предметы домашнего обихода.

Главная ценность книги — в её акценте на эргономике. Строения и предметы указаны с необходимыми размерами. В начале книги мы узнаём пропорции и размеры тела человека, места, которое он занимает в пространстве и которое нужно ему в быту. Какой высоты должен быть рабочий стол. Какая ширина нужна для комфортного прохода между кроватью и окном. Сколько метров отвести под мини-кухню. Как расположить сантехнику в ванной. На всё это отвечают авторы.

Чем полезна

  • Познакомит с правилами проектирования и нормативами.
  • Поможет организовать пространство так, чтобы в нём было удобно жить.
  • Можно использовать и как справочник — в книге более 300 терминов, которые переведены на человеческий язык.

Эволюция в мире моды

История дизайна одежды начала формироваться с древних времен, поскольку люди всегда стремились создать красивые, теплые и удобные вещи. В зависимости от культуры, изготавливались специальные наряды, прически и аксессуары. Дизайн одежды разделял народы по имущественному и кастовому положению (воины, чиновники, торговцы, крестьяне). Активное развитие моды началось после появления тканей, ниток и швейных машин.

Первоисточниками дизайна одежды являются цеха во Франции и Италии, портные которых стали настоящими профессионалами. В период Средневековья рассматриваемое искусство не развивалось, так как нестандартная одежда не приветствовалась. Однако в эпоху Возрождения произошли перемены, и история моды дополнилась новыми событиями: появилась праздничная одежда, нижнее белье для дам, а также бархат и шелк. Декольте стало глубже, а вырезы платьев увеличились. Дух времени всегда оказывал большое влияние на дизайн.

История дизайна женской одежды XX века дополнилась строгими мужскими моделями брюк и пиджака. Оставили свой след и войны, после которых появились пальто. В настоящее время мода есть в каждой стране, и кутюрье демонстрируют всему миру свои работы.

Дизайн — направление творческой деятельности, которое никогда не останавливается на достигнутом уровне. У людей появляются новые потребности и задумки, а мастера своего дела воплощают идеи в жизнь или создают свой оригинальный стиль. Поэтому рассматриваемое искусство находится в постоянном развитии.

История и теория дизайна. Америка конца XIX-го века

Американский архитектор-новатор  Френк Ллойд Райт (1867-1959) создал «органическую архитектуру», идеалом которой была целостность и единение с природой. По мнению Райта, форма здания должна вытекать из его специфического назначения и тех уникальных условий среды, в которых оно возводится и существует.

Даже мебель Френк Ллойд Райт создавал самостоятельно, и добивался того, чтобы каждый элемент был осмыслен и органично вписан в создаваемую им среду.

Ф.Л. Райт. Дом над водопадом

 Ф.Л. Райт. Дом над водопадом.

Ф.Л. Райт. Дом Робби. Стиль Прерий

Ф.Л. Райт. Дом над водопадом

 Ф.Л. Райт. Древовидные колонны в интерьере «Джонсон Вакс»

 Ф.Л. Райт. Музей Гуггенхайма в Нью Йорке

Американский архитектор Луис Генри Салливан (1856-1924) считал, что глвное в дизайне — функциональность, и именно функция определяет форму. Л. Г. Салливан создал концепцию органической архитектуры и один из первых небоскребов — Уэйнрайт-билдинг в Сент-Луисе (1890-91).

Л.Г. Салливан. Уэйнрайт-билдинг в Сент-Луисе

 Л.Г. Салливан. Уэйнрайт-билдинг в Сент-Луисе

 Л.Г. Салливан. Национальный фермерский банк

Романский стиль

Романские здания строились в Европе приблизительно с 1000 года и до появления готического стиля в 12 веке.

Этот стиль содержит в себе много основных признаков римской и византийской архитектуры.

Он олицетворяет строительство укреплённых городов-замков с мощными стенами, узкими окнами и оборонительными рвами вокруг укреплений, где мосты и городские ворота охранялись стражей, улицы на ночь перекрывались цепями.

Замок обычно строился на возвышении, которое имело стратегическое значение для обороны и наблюдения. Украшением композиции служили башни — убежища. Форма их могла быть круглой, четырёх- или шестиугольной с заостренной крышей. Остальные постройки неприхотливой геометрической формы располагались вокруг неё.

Ярче всего романский стиль можно наблюдать в храмах, соединённых с такими башнями, имеющих полукруглые дверные проёмы и окна. Галереи и наружные стены церквей украшали декоративные стойки соединённые небольшими арками.

Постройки в романском стиле выглядят основательно, прочно и гармонично на фоне окружающей природы.

Романская церковь Сан Миллан, Сеговия, Испания

Освещение в стиле хай-тек

Здесь можно применить все самые современные способы и виды освещения помещений. Чем оригинальней и техногенней будет организован свет, тем лучше. На этапе выбора потолочной конструкции нужно продумать расположение центральной люстры, которая должна быть максимально простой и яркой, без лишних элементов, и системы точечной подсветки для выделения различных зон.

Система освещения линейными светодиодными лампами.

Для дополнительного освещения на разных уровнях можно устанавливать плавно изогнутые бра и торшеры простых конструкций без лишних украшений.

Подсветка разделила комнату на разные зоны.

Предыстория графического дизайна

Прежде чем перейти к направлениям изобразительного искусства, которые оказали воздействие на внешний вид графического дизайна, рассмотрим самые ранние формы визуального и письменного языка и вспомним первые способы распространения информации при помощи печати.

Первые признаки визуальной коммуникации

Историки считают, что зарождение графического дизайна началось с пещерной живописи еще до нашей эры. Через эти наскальные рисунки люди передавали знания от одного поколения к другому.

Животные, отпечатки рук, оружия, заметки об охоте  —  все это были основные образы на наскальных рисунках. Очевидно, что в то время люди общались преимущественно визуальным способом.

Зарождение визуального языка

Язык и алфавит  —  следующая стадия эволюции графического дизайна. Считается, что шумеры изобрели письменность в период с 3300 до 3000 г. до нашей эры. Первоначальными формами письма считались пиктограммы. Пиктограммы  —  это символы, которые изображают объекты.

Изобретение книгопечатания

Очевидно, что графический дизайн не зародился бы без появления печати. Так в 6 веке в Китае применяли деревянные гравюры и рельефную печать для штамповки узоров на шелковой одежде, а затем и на бумаге. В 1040 году Би Шэн изобрел первую в мире технику печати подвижных литер.

 Образец первой печатной книги  —  Алмазная сутра от китайской династии Тан, 868 год н. э.

В 1439 году Иоганн Гутенберг был первым европейцем, который использовал подвижные литеры. Он внедрил средства массовой коммуникации в западную культуру. В своих дизайнерских разработках Гутенберг заменил дерево металлом, а гравюры буквами. С появлением печатного станка Гутенберга литература и грамотность стали доступны широким массам. Людям больше не было необходимости ждать репродукции книг. Станок сформировал коммерческий подход использования дизайна, что, в свою очередь, привело к развитию рекламы и графического дизайна.

Как промышленная революция повлияла на развитие графического дизайна

Во время Промышленной революции (1760 — 1840 г.) появились новые технологии, которые способствовали повышению эффективности и работоспособности производственных процессов. Одним из таких новых видов печати стала литография.  

Литография  —  это способ печати, который подразумевает нанесение рисунка на камень или металлическую поверхность, при этом краска переносится с плоской печатной формы на бумагу. Вскоре появилась хромолитография, которая подразумевала обычную литографию с применением цвета. 

Первое агентство графического дизайна

В 1903 году художник Коломан Мозер, архитектор Йозеф Гофман и банкир Фриц Варндорфер основали первые Венские мастерские.

Появление Венских мастерских объединило архитекторов, художников и дизайнеров в области керамики, моды, мебели, ювелирных изделий и графики. Их принято считать основоположниками современного дизайна и таких стилей, как Баухаус и Арт-деко. Они внесли вклад в стандарты дизайнерской деятельности для следующих поколений.

Модерн

Девиз: возвращение к природе.Цель: воспевание красоты.Идея: сотворение пекрасного, преобразование жизни эстетическими средствами, своеобразное «исцеление жизни красотой».

Как движение в искусстве возник на рубеже XIX и XX веков в развитых странах. В России и Англии подобный современный стиль называли модерном, в Бельгии и Франции — «ар-нуво» (новое искусство), в Италии — «либерти», в Германии, Швеции, Финляндии — «югендстиль» (молодой стиль), в Австрии — «сецессион» (отделение, уход), в США — «стиль Тифани». Модерн — стиль ностальгически-романтический. Если классицизм можно характеризовать словами «простой и строгий», рококко — «изысканный и роскошный», то к стилю модерн больше подойдет эпитет «элегантный». Перед стилем модерн ставилась задача создания синтеза искусств, поэтому был необходим общий формальный язык, зрительно объединявший целые произведения и их части. Основной выразительной формой и мотивом стиля стала линия, ноне прямая, а извилистая, изящная, плавная, замысловатая. Ему свойственна асимметрия. Язык искусства модерна — это абстрактные формы, но живые, органичные, дышащие и растущие. Символ стиля — изощренная форма цветка цикламена. Основа мотивов – сильно стилизованные цветы и растения, оплетающая опору лиана. Птицы — лебеди. Для убранства в стиле ар-нуво характерно изображение женских фигур со струящимися потоками волос. В интерьерах часто встречаются свободная планировка, свойственная японским жилищам, разные уровни пола, расширяются оконные проемы. Широко применяются витражи, чаще всего с абстрактным пластичным рисунком сложных цветовых тонов и оттенков, не контрастных, а благородных сочетаний. В технике витража делают межкомнатные перегородки, дверные проемы, абажуры и светильники. Модерн принес в европейские дома моду на ширмы со сложным и тонким рисунком, черный лак и отделку перламутром в мебели и аксессуарах. Цвет — неяркий, приглушенный, лучше полутона. Особенно популярны светло-зеленая гамма и оттенки лилового. Характерны жемчужно-серые оттенки, а также насыщенные золото и охра. В целом обстановка может напоминать атмосферу декадентского салона начала века, с приглушенным мерцанием серебра и перламутровым блеском. При желании интерьер можно оформить оригинальными вещицами начала прошлого века. Так, например, длинноногая бронзовая цапля под лестницей в гостиной или небольшая пепельница в форме ракушки, украшающая полочку дивана, станут не менее красноречивыми символами стиля. Добавьте сюда пальму в кадке, деревянную трость с медным набалдашником, сигару на ломберном столике, дымящуюся в круге света от лампы с тканым абажуром, — и вот вам модерн. Пристрастие этого стиля ко всякого рода художественным аксессуарам и милым безделицам очевидно.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий