Детский для рисования
Во время изготовления детского мольберта для рисования необходимо не забыть про полочку для красок и кисточек, чтобы ребенку не приходилось постоянно отвлекаться на их поиски. Инструмент и требования к дереву те же самые. Мольберт своими руками (чертежи с размерами для детей показаны на рисунке) можно изготовить, не имея опыта работы с деревом.
Детский мольберт для рисования: пошаговое изготовление
Шаги изготовления:
- Взять четыре бруска по 1 м. Спилить углы. Зашлифовать наждачкой.
- Собрать их вместе и просверлить отверстие на расстоянии 15 см от конца бруса с любой стороны. Скрепить длинным болтом на время.
- Отмерить 44 см на 4 брусках от начала до центра. Сделать запилы на всех четырех брусьях.
- Перевернуть их, на двух брусках отмерить расстояние для задней перемычки. Сделать запил на двух других брусьях по центру.
- Отмерить расстояние на опорной ноге до верхней отметки верхней перемычки 6 см, а от низа опорной ноги до нижней перемычки 13 см. Сделать запил.
- Собрать заднюю и переднюю опоры вместе и зафиксировать болтами диаметра М6. Отверстия на брусьях делать немного меньшего диаметра. Если у пользователя получаются другие размеры мольберта, то при сборе необходимо подстраиваться под размер задней опоры.
- Теперь осталось сделать полочку для красок и кисточек и прикрепить основание – лист фанеры, на которое будет ложиться холст. Взять лист 40х40 см, шурупами посадить на брусья. Из штапика сделать небольшой бордюр, чтобы кисточки не скатывались на пол.
- Взять еще один лист фанеры и прикрепить к передней опоре шурупами. Все лишнее отрезать и зашлифовать наждачной бумагой.
Мольберт для рисования
Каждому человеку, готовому тратить свободное время на создание картин, настоятельно рекомендуется собственноручное создание мольберта, совершенно неважно, насколько сложную конструкцию он собой будет представлять
- Просто, во-первых, данное занятие отличается увлекательностью процесса и несомненной пользой, а во-вторых, однозначно позволит сэкономить некоторую сумму денег, которые можно будет потратить на что-либо еще.
- А сам процесс самостоятельного создания мольберта лучше всего проводить под руководством такого же любителя рисования. А можно просто позаимствовать чертеж с необходимыми размерами и прочими рекомендациями в интернете.
- На некоторых ресурсах во всемирной паутине вполне можно обнаружить инструкции по созданию мольберта из реек. Приобретение нескольких реек может обойтись всего лишь в несколько сотен рублей, тогда как схожий по своим характеристикам готовый мольберт может обойтись в магазине в весьма круглую сумму – в несколько тысяч рублей.
Рейки представляют собой крайне легкий и удобный материал, с которым явно смогут совладать даже женщины. Просто 3 длинные и 2 короткие рейки следует соединить между собой саморезами, а откидную опору исполнить, с помощью обычной дверной петли.
Сравнительная таблица характеристик
Мы объединили основные характеристики мольбертов в общую таблицу, чтобы облегчить вам процесс сравнения и выбора лучшего.
Pinax TE-04B | Малевичъ Комплект (113022) | DINART Лира (МЛС-175-СС-ПЛ-5070) | Художник Лира №3 (ННЛИРА-НН1) | Невская палитра тренога (DK15301) | Nika двусторонний Растущий (М2Л) | BRAUBERG Хлопушка (190659) | |
Размеры, см | (ДхШ) 33.50х26 | (В) 170 | (В) 175 | (В) 173 | (ВхШ) 160х80 | (ВхШ) 107,5х51,6 | (ВхШ) 120х60 |
Материал | дерево (бук) | дерево (сосна) | дерево (сосна) | дерево (сосна) | металл (алюминий) | металл (нерж.сталь), пластик, ДСП | дерево (сосна) |
Размещение | настольное | напольное | напольное | напольное | напольное | напольное | напольное |
Вес, кг | 1 | 5,8 | 5 | 3,8 | 1,1 | 6,2 | 7 |
Мольберт из дерева
Конструкции из дерева являются более надёжными и долговечными. Но для создания деревянного мольберта требуется больше материальных затрат и минимальные навыки по работе с этим материалом.
Какие инструменты и материалы понадобятся
Для рабочего процесса по изготовлению мольберта своими руками необходимо подготовить:
- клей для дерева;
- дверную петлю размером 20 мм;
- наждачную бумагу 100–200;
- крестовую отвёртку;
- сосновые рейки размером 45*20 мм и длиной 3 метра — 3 шт. ;
- наличник шириной 5 см, длиной 60 см — 3 шт. ;
- рулетку;
- линейку;
- крючок навесной размером 130 мм;
- гвозди без шляпок длиной 20 мм — 4 шт.;
- круг наждачный 100 — 200 — 1 шт. ;
- ножовку по дереву;
- шуруповёрт;
- саморезы 34*2,9 мм — 6 шт.;
- саморезы 16,5* 2,7 мм — 4 шт.;
- дрель со свёрлами 6 и 8 мм;
- шлифовальную машину;
- электролобзик;
- строительный карандаш;
- молоток;
- мебельные винты с шайбами и гайками размером 72*5,2 мм — 2 шт.
Для предупреждения травмирования все работы с деревом необходимо осуществлять в строительных перчатках.
Пошаговая инструкция
Максимально упростить рабочий процесс помогут грамотный чертёж и подробная инструкция. Примерный чертёж с размерами представлен на рисунке ниже.
Чертёж будущего мольберта
Процесс изготовления состоит из следующих шагов:
- Подготовка брусков. Первым делом распиливают сосновые бруски согласно чертежу. Они будут служить основанием будущего мольберта.
Базовые элементы конструкции
Для работы понадобятся бруски следующих размеров:
- 168 см — 2 шт.;
- 154 см — 1 шт.;
- 146 см — 1 шт.;
- 53 см — 1 шт.;
- 39 см — 1 шт.
2. Обработка деревянных деталей.
Для того чтобы все подготовленные заготовки из дерева были идеально гладкими, их детали необходимо тщательно обработать со всех сторон с помощью шлифовальной машины, а торцы отшлифовать наждачной бумагой.
На этом этапе для защиты рук от повреждений рекомендуется использовать строительные перчатки.
Следует помнить, что сосна отличается большим количеством сучков. Именно это свойство является основной причиной для обязательной и качественной обработки. Для предупреждения расслоения древесины специалисты рекомендуют использовать в работе электроинструменты.
3. Сборка каркаса.
При сборке каркаса важно не допускать ошибок
После тщательной обработки всех деревянных заготовок приступают к монтажу каркаса будущего мольберта.
Специалисты рекомендуют проводить этот этап работы в помещении с кафельным полом. Это обусловлено тем, что плитка чаще всего уложена под углом 90 градусов, и такое напольное покрытие станет отличным ориентиром для выравнивания брусков.
Конструкцию начинают собирать с центрального бруска, которым является деталь длиной 146 см. Его кладут на пол параллельно кафельному шву. В случае отсутствия такого покрытия можно сделать временную разметку при помощи скотча или изоленты.
Из брусков по 168 см сооружают две опоры. После этого заготовки по 39 и 53 см накладывают внахлёст. Для скрепления брусков между собой необходимо заранее просверлить отверстия в требуемых местах с помощью сверла диаметром 6 мм. Затем промазать стыкующиеся поверхности клеем для дерева, зафиксировать детали относительно друг друга, а стыки закрепить саморезами.
Затем при помощи дверной петли присоединяют к заднему бруску длиной 39 см по центру опору длиной 154 см. При необходимости следует произвести корректировки размеров. Для соединения заготовок рекомендуется воспользоваться сверлом 6 мм в диаметре.
4. Оформление полочек.
После окончания монтажа каркаса можно приступать к оформлению полочек, которые располагаются на подрамнике. Для этого потребуются три наличника длиной 60 см и шириной 5 см. На каждой детали сверлом диаметром 8 мм делают по два отверстия, отступив 15 см от края заготовки.
После этого два наличника при помощи гвоздей и молотка скрепляют между собой под прямым углом, чтобы получилась полочка. Третий наличник послужит для фиксации полочки сзади.
5. Окончательная сборка мольберта.
Примерно через 24 часа после полного высыхания клея можно приступать к окончательному монтажу мольберта.
Для этого необходимо установить конструкцию горизонтально, зафиксировать готовую полочку для подрамника при помощи мебельных винтов с шайбами и гайками, регулируя её по высоте.
Для удержания задней опорной рейки в нужном положении следует прикрепить навесной крючок.
Навесной крючок на мольберте
Завершающим этапом создания мольберта своими руками является его окрашивание. Для этого можно использовать обычную краску желаемого цвета, морилку или прозрачный лак.
Самодельный мольберт готов
Виды мольбертов, этюдники
Всегда в наличии мольберт напольный, деревянный, студийный
Виды мольбертов
Рынок мольбертов сегодня широк и разнообразен, производители предлагают огромное множество моделей для различных творческих задач и разнообразных условий эксплуатации. Статья поможет разобраться в классификации и видах мольбертов и будет полезна при выборе первого мольберта.
Мольберт «Лира»
А-образный мольберт (A-Frame easel), более известный как «Мольберт-Лира», имеет в своей основе треугольник. Такая конструкция позволяет обеспечить устойчивость при малых габаритах и весе, а одиночная задняя опора особенно удобна для небольших помещений, она также позволяет поставить мольберт в угол. Многие А-образные мольберты имеют верхний держатель холста и могут регулироваться по высоте и углу наклона.
Главными достоинствами мольберта-лиры являются его малый вес, надёжность и простота конструкции, компактные размеры, лёгкость установки и хранения. Кроме того, А-образные мольберты часто используются как экспозиционные и подходят для демонстрации всего чего угодно: от живописи до рекламной продукции.
H-образный (студийный) мольберт
Так уж повелось, что под словом «студийный мольберт» обычно подразумевается именно такая конструкция (хотя формально к студийным относятся все мольберты, используемые в помещении). Благодаря своему прямоугольному силуэту и основанию, конструкция этого мольберта наиболее жёсткая и прочная. Он позволяет работать с большими форматами, регулируются по высоте и наклону. Некоторые модели дают возможность наклонять холст не только назад, но и на себя. Студийные мольберты имеют полку и верхний держатель холста.
H-образные мольберты пользуются заслуженной популярностью в художественных школах и мастерских. Оставаясь технически простой, а значит, надёжной и недорогой, конструкция студийного мольберта позволяет работать с комфортом как ученику, так и профессиональному живописцу.
За счёт большого веса и габаритов студийные мольберты уступают лирам и «мачтам» в мобильности, а также требовательны к пространству.
Трансформируемый (гибридный) мольберт
Трансформируемый мольберт, иногда называемый гибридным (Convertible/Hybrid easel) — разновидность H-образного студийного мольберта. Отличается большей гибкостью регулировок, что позволяет мастеру работать в разных техниках и с разнообразными материалами. Например, для покрытия лаком, трансформируемый мольберт можно перевести в горизонтальное положение, не снимая холста. Как правило, гибридные мольберты имеют широкое основание и верхний держатель для работы с огромными форматами.
Большой мольберт — профессиональный и многоцелевой инструмент, рассчитанный на стационарное использование в студии.
Станковый мольберт
Станковый мольберт (Giant easel) — ещё одна разновидность классического студийного Н-образного мольберта. Он отличается, в первую очередь, размерами и рассчитан на работу с поистине огромными полотнами. Чтобы удовлетворить особые потребности художников-«гигантистов», станковые мольберты могут быть оборудованы несколькими мачтами для фиксации широких полотен и даже лебёдкой, помогающей регулировать высоту рамы под тяжёлыми холстами.
Станковые мольберты также востребованы в реставрационных мастерских. Это узкоспециальный инструмент, зачастую изготавливаемый на заказ под конкретные цели.
Мачтовый мольберт
Эти мольберты имеют самый простой силуэт из всех моделей. Их отличает элегантный дизайн и визуальная лёгкость, однако с профессиональной точки зрения они проигрывают другим видам, им не хватает прочности и гибкости традиционных конструкций. Тем не менее, мачтовые мольберты позволяют регулировать высоту и угол наклона холста, а их мобильность и способность быстро и компактно складываться в отдельных условиях могут стать решающим преимуществом.
Благодаря своим эстетическим качествам, мачтовые мольберты востребованы в качестве экспозиционных.
Напольные
Подрамник с загрунтованным холстом весит несколько кг; большой – до нескольких десятков кг. Но он должен легко и просто устанавливаться на мольберт, так же сниматься с него, однако надежно удерживаться на мольберте во время работы. Холст (бумага, картон, доска) должны быть достаточно, ровно и прямо освещены, для чего источник рабочего освещения располагается невысоко позади художника, но холст не должен им затеняться при работе и сидя, и стоя.
Основные типы напольных мольбертов для станковой живописи были выработаны еще в начале Возрождения и описаны Вазари в его «Жизнеописаниях». Складной мольберт-тренога (поз. 1 на рис. ниже) – передвижной. Его сделать проще всего, много места в хранении он не занимает и пригодится, если размеры картины не превышают прим. 100х80 см, а каждый рабочий сеанс длится недолго. Полотно на треноге никак не фиксируется, оно просто лежит на мольберте. Если его опоры (или опору, см. далее) поставить высоко, достаточно большое полотно оказывается неустойчивым. Если же поставить полотно низко, то, работая стоя, его трудно осветить равномерно и устают глаза, а работая сидя над большим полотном, рука на весу скоро устает; терять же верность глаза и твердость руки живописцу никак нельзя.
Основные типы мольбертов для станковой живописи
Мольберт-лира (поз. 2) назван так за отдаленное сходство с древнегреческим музыкальным инструментом; что ж, без развитого ассоциативного мышления в искусстве и литературе делать нечего. Мольберт-лиру можно считать универсальным из напольных: на него можно ставить полотно размером прим до 1,2х1,8 м, и в то же время он может быть как стационарным, так и передвижным. Мольберт-станок, поз. 3, (откуда – станковая живопись) используется для создания картин больших размеров вплоть до необычайных.
Мольберт – это конструкция из дерева или металла, позволяющая художнику удерживать перед собой холст или подрамник во время работы над своим произведением.
Мольбертами художники пользуются довольно давно, создано множество их конструкций.
Мольберты для мастерской художника лучше выбирать массивные, из дерева или металла, с возможностью регулирования высоты вертикального зажима для подрамника. Такой мольберт должен вынести нагрузку крупногабаритного полотна и устойчиво его удерживать во время работы.
Вот такие мольберты-треножники были известны еще пару сотен лет тому назад и раньше.
Эта конструкция мольберта довольно сложная, это студийный вариант, выполнен из дерева.
А это складной мобильный металлический мольберт-треножник. Его часто покупают для пленеров, годится он также и для выполнения небольшого формата работ (не больше 70 сантиметров в высоту).
С одной стороны, мобильный мольберт должен быть не тяжелым, чтобы можно было легко с ним передвигаться, а с другой стороны, лучше, если его вес будет выше, а ножки более острыми, чтобы можно было надежно закрепить его в почве, во избежание переворачивания во время порывов ветра.
В то же время, такой мольберт хорош в студиях, где проходит обучение художников. Любое количество таких мольбертов убирается довольно быстро на полку в шкаф.
Настольный мальберт просто необходим художникам-миниатюристам. На нем легче разместить картину небольшого формата прямо перед глазами, он более устойчив для такого формата работ. Конструкция настольного мольберта очень проста, ее можно рассмотреть по фотографии:
Еще один вариант мольберта-треножника.
А здесь- простейшая конструкция мольберта-треножника со съемным фанерным планшетом-подрамником.
Это довольно устойчивая конструкция мольберта предназначена только для работы стоя, поэтому высоту размещения стационарной доски-подрамника надо регулировать в соответствии с ростом художника.
Этот мольберт складной – мобильность обеспечивается с помощью петель, скрепляющих заднюю часть и переднюю с подрамником. С помощью боковых реек с проемами, сделанными на разной ширине, можно регулировать угол наклона подрамника.
Единственное замечание: я бы сделала боковую рейку длиннее и с большим количеством проемов, для того, чтобы можно было обеспечить более пологий наклон, необходимый в некоторых видах художественных работ.
Ну, а эта конструкция мольберта очень популярна в России и ее можно встретить и в художественных школах, и в институтах.
Когда нужно работать акварелью на плоскости с наклоном примерно 30 градусов, подрамник этого мольберта поднимался и опирался на подставленный стул. Художник работал стоя. Хороший вариант для создания работ, шириной не более пятидесяти сантиметров.
Воспользовавшись этим чертежом, такой мольберт легко сделать своими руками.
Мольберт в подарок
Всем здравствуйте.Никогда ранее из дерева не творила, но приближающийся День Рождения подруги и удручающая пустота в кошельке помогли немного освоить эту ветвь. Из материалов были куплены: 2 рейки по 2метра длины, 1 клееный из реек мебельный щит для планшета, петли, саморезы, морилка и цепь.хотелось сделать складывающийся мольберт, чтобы при желании можно было засунуть его в багажник машины и рвануть писать пейзажи на природе.
Присаморезила кожаный ремень к полочке, чтобы она и ножки, при транспортировке, не метались из стороны в сторону. Подруга счастлива, мозоли на руках почти зажили)
Рисуем на планшете для рисования.
Альтернативой столу является планшет для рисования, который может выступать в качестве автономной поверхности, на которой можно разместить рисунок и располагать его под любым удобным углом к себе. Планшет для рисования, купить который можно в любом магазине для художников, очень удобно использовать в условиях ограниченного пространства, и он почти не занимает места при хранении. Во время работы его можно поставить на стул, опереть об стену или просто удерживать свободной рукой. Планшеты обладают специальными креплениями для рисунка, могут быть снабжены специальными гнёздами или держателями для кистей, карандашей и т.д.
Как сделать настольный мольберт своими руками
Под общим названием мольберт кроется большое разнообразие моделей, различающихся по типу установки, мобильности и внешнему виду. Конечно, его можно купить в отделах для художников, но его стоимость будет довольно высока. Сделать же его своими руками совсем несложно, кроме того, вы сэкономите внушительную сумму, которую можно потрать на более качественные кисти и бумагу. Да ещё и будете долгое время гордиться и хвастаться своей работой.
Настольный мольберт используют начинающие художники. Также он удобен для работы дома. По внешнему виду устройство напоминает хлопушку. На изготовление простой конструкции вы потратите не более 60 минут.
Рисовать за небольшим настольным мольбертом очень удобно, кроме того, он не занимает много места
Можно дополнительно сделать ящик для кистей
Какие материалы и инструменты нужно подготовить для работы
Мольберт в переводе с немецкого означает подставку для рисования. Он может быть изготовлен практически из любых материалов. Для этого подойдёт старая столешница от стола, рама, фанера, брус, доска или даже металл. Сегодня мы сделаем простую конструкцию, для которой нам понадобятся:
- брус 18×47 мм длиной 4,5 м;
- петля;
- немного кожи;
- саморезы.
Особенности выбора чертежа
Для настольного мольберта можно выбрать подходящий чертёж с размерами в интернете либо нарисовать его самостоятельно. Предлагаем на ваш суд несколько интересных эскизов, сделать которые не составит особого труда.
Удобный складной макет из бруса
Простейшая конструкция в виде треноги с подставкой для бумагиВ подставке вырезаны пазы для удобной регулировки угла наклона
В качестве основы можно использовать лист фанеры
Пошаговая инструкция изготовления своими руками настольного мольберта
Рассмотрим подробно весь процесс изготовления настольного мольберта.
Иллюстрация | Описание действия |
Распилить брус на отрезки, скосы на ножках сделать под углом 15º. | |
Собрать конструкцию и закрепить её прищепками. | |
Запилить угол под 15º на центральных планках и убрать следы от пилы при помощи торцовочного рубанка. | |
Запилить несколько брусочков потоньше. | |
Сложить механизм упора, центральная стойка должна свободно перемещаться между планок. | |
Перед склейкой элементы необходимо отшлифовать и сгладить место среза. | |
Просверлить отверстие в центральной планке и сделать выемку для шляпки. | |
Выпилить паз для латунной накладки и прикрутить её на саморез. | |
Приклеить планочки со скосами и прикрутить шурупами. | |
Отшлифовать все брусочки и закрепить их с помощью саморезов. Ножки можно обтянуть кожей, чтобы они не скользили по столешнице. | |
Готовый мольберт покрыть лаком. |
Какой делать первым?
Допустим, вы уже определились – да, мне нужен постоянный мольберт. Мольберты бывают, во-первых, напольные и настольные. Во-вторых, те и другие – стационарными или складными передвижными (мобильными/походными, носимыми или возимыми). Если ваш ребенок любит рисовать и проявляет хорошие задатки в этом, то на первых порах ему понадобится один универсальный настольный мольберт для рисования (для акварели) см. далее. Если же вы намерены сами серьезно заниматься живописью, вам будет нужна пара напольных, стационарный и передвижной, и как минимум один настольный.
Любой из этих мольбертов может быть изготовлен в домашних условиях. Какой именно делать первым, зависит от ваших (или вашего ребенка) жанровых предпочтений и манеры работы. Для занятий преимущественно станковой живописью понадобится в первую очередь напольный передвижной мольберт, затем настольный рисовальный и потом, если найдется помещение под художественную мастерскую, напольный стационарный. Если же вы предпочитаете малые формы (миниатюру, карикатуру и т.п.), первым нужно делать мольберт для акварели.
Настольный (для акварели)
Небольшие мольберты, которые для работы устанавливаются на стол, называют акварельными, хотя пишут/рисуют с них не только и не столько акварельными красками. Мольберт для акварели – отличный подарок ребенку, увлеченному рисованием. Его несложно изготовить домашнему мастеру средней руки (мольберт; дети, как известно, делаются иным образом), а при небольшой модификации или если у чада родимого, что называется, перегорит, он может послужить и в другом полезном качестве.
Моьберты для акварели и чертежи детского мольберта-трансформера
Мольберты для акварели бывают планшетными (вверху слева на рис.) или рамными (внизу там же). Рамный настольный мольберт конструктивно сложнее, но, взяв его за основу, можно придумать детский мольберт-трансформер, чертежи которого даны на остальной части рис. По миновании надобности в изначальном качестве (напр., если ребенок начал писать уже с треноги) мольберт-трансформер преобразуется в детский рабочий столик (врезка внизу справа на рис.).
Еще один трансформер
В быту нередко встречается устройство, также обладающее большим потенциалом трансформации – фото/видео штатив. Применительно к теме данной статьи это значит, что на его основе можно сделать мольберт, сочетающий в себе полезные качества треного и лиры. Причем самый штатив не потеряет пригодности к использованию по прямому назначению. Что весьма ценно, т.к. творческая фотография и живопись родственные виды искусства.
Современные штативы для использования как мольберты практически никакой переделки не требуют: их интегрированная поворотно-наклонная штативная головка – отличный верхний захват для живописного полотна. Достаточно прикрепить к ногам винтовыми хомутами штатива опору полотна из отрезка металлического уголка (поз. 1 на рис.), и легкий, удобный, надежный передвижной мольберт готов.
Как сделать мольберт из фото/видео штатива
Со стационарным мольбертом из штатива дело еще проще: нижнюю опору, она же полка, вырезают из фанеры, как показано на поз. 2. Ее упорами снизу будут соединители колен, из которых состоят ноги штатива, а устойчивость полке придаст само полотно, поджатое сверху наклоненной штативной головекой. Как фотоштатив превратить в походный мольберт, более легкий и удобный в переноске, чем этюдник, см. также ролик:
Видео: переносной мольберт своими руками
Функционал штатива-мольберта можно расширить до недостижимого на традиционных мольбертах по способу, показанному на поз. 3. Штатный штативный винт с резьбой 1/4” (машинной, не трубной!) вывинчивается, если потянуть его на себя; он обычный невыпадающий, и потом его можно завернуть обратно. Поскольку головка болта на живописном планшете ни к чему, на штативную площадку крепится опорная, в которой утоплена головка болта, и уже к ней планшет, поз. 4. Теперь его (планшет) можно поднимать-опускать, наклонять и поворачивать как угодно. Хотите писать небо с натуры, лежа на спине – пожалуйста, с мольберта-штатива и это возможно. А если вдвинуть ноги полностью, получим отличный настольный мольберт из штатива, поз. 5.
Мольберт из фото/видео штатива выдержит и техническое живописное полотно (подрамник с загрунтованным холстом) размерами до прим. 1х1,5 м, но для его установки придется сделать приспособление, устройство которого показано на рис:
Приспособление для установки на мольберт из штатива подрамника с холстом для живописи
Опорная площадка выполняется из 6-10 мм фанеры 2-х ярусной, как показано в разрезе на поз. 1. Ее размеры прим. 20х25 см; вынос установочного бортика прим. 2-2,5 см. Соответственно площадке делается 3-х ярусная обойма, плотно надевающаяся на площадку сверху. Обойму крепят с тыльной стороны полотна, как показано на поз. 3, ставят его на площадку – и можно писать небо с натуры.
Хороший штатив все-таки недешев, хотя стоит много меньше мольберта. По случаю можно приобрести совсем недорого старый советский штатив, но при его переделке в мольберт возникнут определенные трудности, т.к. некоторые ответственные детали «совштативов» формовались из хрупкого тонкого силумина. Перво-наперво нужно вывинтить рукоять наклона головки, высверлить ответную резьбу в ее гнезде, бывшую резьбовую часть опилить по длине насколько возможно (показано красной стрелкой на поз. 1 след. рис.) и фиксировать наклон головки гайкой-барашком, навинченной на теперь выступающий хвостовик рукояти наклона (зеленая стрелка). Без этого многие советские штативы не держали и «Зенит-Е» с портретником «Гелиос-40»: или камера «клевала носом», или резьбу на силумине слизывало, или он самый лопался. Не доработанный старый штатив вряд ли удержит в нужном положении и фанерный планшет 40х60 см, а уж полотно точно провернется вниз до упора.
Особенности переделки в мольберт старого советского фотоштатива
Далее, штативная площадка старых штативов несъемная. Поэтому снимаем штатный переходный винт с 3/8” (старая штативная резьба) на 1/4” (зеленая стрелка на поз. 2. Винт на 3/8” тоже невыпадающий и держится вроде бы только накладкой из текстолита (поз. 3) или тонкой стали с радиальным разрезом, но вытащить винт не получается: его головка упирается в неразборную силуминовую опору. Которая, кстати, тоже часто лопалась, и ее приходилось чинить всякими-разными способами, что и видно на поз. 4. Но винт 3/8” все равно не извлекался, разве что опору нужно было бы сломать совсем. Нет, не нужно. Надо бокорезами №4 (или №2 — №3, у кого руки-крюки) аккуратно обкусать фасонную гетинаксовую головку винта 3/8” (красная стрелка на поз. 4), и тогда его латунный сердечник «со скирипом», но вытаскивался. Во конструкция! Чисто советская в худшем смысле. Ну, а после этого поставить на штатив опорную площадку под планшет или полотно уже можно как описано выше.