Про основателя коллекции
Имя Алексея Викуловича Морозова все еще остается в тени его знаменитых родственников, но его значение для Музея керамики огромно, ведь музей был образован из его коллекции.
Династия крупных текстильных промышленников Морозовых прославилась своим меценатством. Выполняя последнюю волю отца, в начале XX века Алексей Морозов построил в Москве бесплатную детскую инфекционную больницу, которую и сейчас называют Морозовской.
В те же годы он отошел от предпринимательства и в полной мере занялся коллекционированием, которое было смыслом его жизни. Им двигала идея завещать собрание городу и сделать музей своего имени, но Первая мировая война и последовавшие за ней революционные события поставили крест на этих благих намерениях.
Коллекции Алексея Морозова до революции располагались в его особняке во Введенском переулке (сейчас — Подсосенский). В 1918 году особняк заняли анархисты. Они заставили Морозова открыть хранилища, искали сейф с несметными сокровищами и угрожали хозяину расстрелом. Захватчики оставались в доме больше месяца. За это время коллекция сильно пострадала.
Главных направлений собирательства Алексея Викуловича было три: русский гравированный портрет, иконы и русский фарфор. В конце 1918 года вся его коллекция была национализирована, а в 1919-м на ее основе был открыт Музей русской художественной старины. Он был переименован в Музей фарфора после того, как собрания икон, гравюр и серебра были переданы в Государственный исторический музей, Музей изящных искусств (сейчас ГМИИ имени А.С. Пушкина) и Третьяковскую галерею.
Фарфоровая коллекция не имела себе равных в стране
Морозов писал в дневниках, что «не гнался за исключительно раритетами, а поставил себе задачу дать полную картину развития этой важной отрасли русской художественной промышленности»
Имея возможность эмигрировать после революции, Алексей Викулович остался в стране. И стал советским служащим — хранителем музея. Он заведовал отделом русского фарфора, занимался научной деятельностью. При его жизни музей был переименован еще раз, в Государственный музей керамики, а также дважды менял свою прописку, пока в 1932-м не осел в усадьбе Кусково.
Чем ценна фарфоровая коллекция Морозова
Во-первых, его интересом к пластике. Большая часть коллекции — не посудные формы, а скульптура. Морозову удалось собрать все самые значительные и интересные фарфоровые скульптуры и статуэтки, которые выпускали российские заводы.
Вторая особенность — интерес к вещам, которые имеют большую историческую ценность. Например, портретам императорской семьи, известных полководцев — Кутузова, Витгенштейна. Нельзя не упомянуть кружки завода Батенина с портретами императорской четы Николая I и Александры Федоровны, выполненные в редчайшей для русского фарфора технике литофании с эффектом изображения, видимого на просвет.
Третья особенность — интерес к заводам гжели. Такой гжельской коллекции, как у Морозова, точно не было ни у кого. Это притом, что гжельских заводов было очень много, их сложно определить даже по названиям.
Чем важна выставка
Всего в коллекции фарфора Морозова было около 2600 предметов. Примерно 500 из них было передано другим музеям в конце 1920-х и в 1930-е годы. На выставке представлено почти две тысячи экспонатов начиная с середины XVIII века и до начала XX. Не будет преувеличением сказать, что основные разделы фарфорового собрания Морозова — русский фарфор, керамика и стекло — впервые показывают в максимальном объеме.
Архив Морозова был практически уничтожен анархистами, ворвавшимися к нему в дом в 1918 году. Сохранились лишь какие-то отдельные материалы. На выставке можно увидеть книгу с научным описанием части коллекции, которое сделал сам коллекционер.
Выставку открывает небольшой мемориальный зал с документами и фотографиями Алексея Викуловича. Здесь подобраны вещи из его коллекции по еще одному сохранившемуся архивному источнику — небольшой тетради с названием «Замечательные вещи из собрания А.В. Морозова». На всех этикетках выдержки из этой тетради — рассказы об обстоятельствах приобретения предметов, комментарии Морозова относительно их атрибуции.