Студия Weijenberg разработала дизайн ресторана из древесины в Тайбэе

Типографские эксперименты

Хендрик Николаас Веркман с 1923-го по 1926-й издавал журнал The Next Call, который использовал для экспериментов в типографике. Текстуры дерева и бумаги, поцарапанный шрифт и разная толщина чернильных штрихов были частью его концептов. Даже две копии его печатных работ никогда не были одинаковыми. Именно он показал, что типографика может быть не связана с сеткой или какими-либо правилами.


Обложки журнала The Next Call. Изображения: Hendrik Nicolaas Werkman
Обложки журнала The Next Call. Изображения: Hendrik Nicolaas Werkman
Обложки журнала The Next Call. Изображения: Hendrik Nicolaas Werkman

В 2012 году студия BunkerType создала проект The New Call с новой и личной интерпретацией подхода Хендрика Николааса Веркмана к созданию The Next Call.


Фото: BunkerType / Behance
Фото: BunkerType / Behance

По словам дизайнера Макса Кисмана: «Голландский дизайн — это стиль стилей». Он может быть изобретательным и историческим, системным и личным, провокационным и функциональным, прагматичным и бессмысленным. Баланс между жёсткой логикой и полной бессмысленностью делает голландский дизайн голландским.

Студии, дизайнеры и проекты для погружения в голландсский графический дизайн

Студии

  • Studio Dumbar — специализируется на брендинге и создаёт айдентику для бизнеса, правительства, культуры и некоммерческих организаций.
  • Studio Lennarts & De Bruijn — работает с иллюстрациями, анимацией, видео, айдентикой, дизайном сайтов и книг.
  • Lesley Moore — специализируется на брендинге и айдентике.
  • Thomas & Jurgen — работает с разными технологиями, средами и материалами: от книг и плакатов до баз данных, от цифры к рисованию на холсте.
  • Experimental Jetset — фокусируется на печатных материалах и предметно-ориентированном искусстве.

Дизайнеры и художники

  • Bart de Baets — графический дизайнер из Амстердама и преподаватель Королевской академии искусств в Гааге (KABK). Постоянно экспериментирует с формой и типографикой.
  •  — художник и коммерческий иллюстратор, сочетающий в своих работах зрелость и наивность.
  • Sean Valies — графический дизайнер упаковки. Мука, молоко, мёд, шоколад могут выглядеть невероятно стильно.

Дизайнерские проекты

  • Palace of Typographic Masonry — проект, созданный, чтобы показать глубину и разнообразие голландского графического дизайна.
  • Архив Dutch Design Awards — ежегодная дизайнерская премия Нидерландов.

Больше о графическом дизайне и плакатах:

  • Профессия «графический дизайнер» от первого лица: о старте, образовании и развитии
  • Что такое швейцарский дизайн
  • «Современный плакат — это поиск своей индивидуальности и счастья»

Культура графического дизайна Нидерландов

Дизайн Нидерландов — это эклектичность стилей, ирония и критичность, анонимность и личное высказывание. Определить единые черты сложно: внутри небольшой страны одновременно развивались направления, которые противостояли друг другу.

Дизайнеры-графики перенимали в свои работы элементы конструктивизма, дадаизма, ар-нуво и были близки к культуре музеев, театров, выставок, фестивалей.

Это отразилось в дизайне плакатов. Сначала их рисовали для рекламы цирковых представлений, общественных и спортивных мероприятий. Затем плакаты превратились в искусство: они стали появляться на выставках и в частных коллекциях. А сейчас нидерландские плакаты — часть культурного кода страны.

Неопластицизм и влияние «Де Стейл»

Художники движения «Де Стейл» (De Stijl) создали неопластицизм — концепцию универсального и пластического языка. Суть подхода заключалась в создании композиции по чётким модульным принципам только с горизонтальными и вертикальными линиями и тремя базовыми цветами: синим, красным, жёлтым. В «Де Стейл» считали, что пластический язык должен выражать универсальные абсолюты, а не отображать реальность. Эти принципы повлияли как на формирование Баухауза и швейцарской типографики, так и на дизайн Нидерландов.


Прямые линии, геометричные надписи и основные цвета плаката показывают влияние движения «Де Стейл» на работы Пита Цварта. Афиша кинофестиваля в Гааге, 1928 г. Изображение: 2018 Artists Rights Society (ARS), New York / c/o Pictoright Amsterdam
Плакат Антона Бейке — музыкальная ода Питу Цварку и Дику Элфферсу, в которой чувствуется влияние основных цветов неопластицизма, 1996 г. Изображение: Anthon Beeke / Stedelijk Museum Amsterdam

Плакат KunstRAI. На плакате дизайнер Бенно Премсел в роли злого клоуна. На него сильно влиял Баухауз, поэтому основными цветами Бейке выбрал красный, жёлтый и синий. Зёленый тюльпан — отсылка к конфликту между Питом Мондрианом и Тео ван Дусбургом по поводу основных цветов. Антон Бейке, 1997 г. Изображение: Anthon Beeke

Сочетание декора и рационализма

Эти противоположные направления часто не разделялись и присутствовали в работах одного дизайнера. Функционализм, точность и упорядоченность формы существовали вместе со свободой стиля, причудливыми надписями и иллюстрациями.


Рекламный плакат переплётчика Elias — редкий пример использования ксилографии в плакате. Разработал Тео Молкенбоер (Th. H. Molkenboer) в 1897 году. Изображение: Wikimedia Commons
Плакат журнала Revue bimestrielle pour l’art appliqué, Ян Торн-Приккер (J. Thorn Prikker), 1896 г. Изображение: Library of Congress

Так, экспрессию и рационализм выражали в своих в работах Пауль Шуйтема (Paul Schuitemа), Пит Цварк (Piet Zwart), Дик Элфферс (Dick Elffers) и Ян Слёйтерс (Jan Sluijters).


Пауль Шуйтема начал использовать фотоколлажи в 1926-м, чтобы показать, что можно использовать фотографию в разных средствах визуальной коммуникации. Плакат для рекламы ветчины Berkel, 1928 г. Изображение: Design Observer
Плакат для цементной компании Ijmuiden. Пауль Шуйтема придерживался простоты, асимметрии и контраста, сочетал вертикальные, горизонтальные и диагональные линии. В его плакатах изображения — не просто декорации. Типографика, шрифтовые начертания и формы складываются в органичную композицию. Это сложилось в узнаваемый стиль дизайнера. Изображение: Paul Schuitema/ Nederlands Fotomuseum / Stedelijk Museum Amsterdam
Normalieënboekje, реклама Дельфтской кабельной фабрики (NKF), 1924 г. За десять лет работы с компанией Пит Цварт сделал множество рекламных плакатов и брошюр. Он экспериментировал с разным размеров букв, формами и использовал каламбуры, аллитерацию и повторение слов, чтобы усилить сообщение для зрителя. Изображение: Piet Zwart / NKF
Плакат Недели кино в Арнеме. ​​Дик Элффер, 1961 г. Изображение: Dick Elffers / Stedelijk Museum Amsterdam
Дик Эфферс создавал плакаты для фестиваля исполнительных искусств Нидерландов. На этом плакате он сочетает музыку в виде клавишных и изобразительное искусство с прямым взглядом на абстрактном лице. Плакат для Holland Festival, 1965 г. Изображение: Dick Elffers / Stedelijk Museum Amsterdam
Плакат Всемирной выставки в Сиэтле. ​​Дик Элффер, 1950 г. Изображение: Dick Elffers / Stedelijk Museum Amsterdam


Работа с фотографиями стала более доступной, и Цварт начал использовать их в своих иллюстрациях. Они стали более противоречивыми из-за сочетания двухмерного шрифта и трёхмерных изображений. Обложки книг Filmkunst, 1931 г. Изображение: Artists Rights Society (ARS), New York / c/o Pictoright Amsterdam
Работа с фотографиями стала более доступной, и Цварт начал использовать их в своих иллюстрациях. Они стали более противоречивыми из-за сочетания двухмерного шрифта и трёхмерных изображений. Обложки книг Filmkunst, 1931 г. Изображение: Artists Rights Society (ARS), New York / c/o Pictoright Amsterdam
Работа с фотографиями стала более доступной, и Цварт начал использовать их в своих иллюстрациях. Они стали более противоречивыми из-за сочетания двухмерного шрифта и трёхмерных изображений. Обложки книг Filmkunst, 1931 г. Изображение: Artists Rights Society (ARS), New York / c/o Pictoright Amsterdam

Сочетание декоративных приёмов и рационализма сохранялось до конца 1920-х годов. Например, в свои работы Ян Слёйтерс заимствовал элементы стиля ар-нуво, современной моды, изобразительного искусства и живописные формы.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий