Особенности глазури и содержание вредных компонентов
Керамическая столовая посуда покрывается глазурью. Я здесь не буду разбирать варианты составов и технологии, а лишь отмечу, что в глазури и красках могут содержаться вредные вещества. Скажем, очень долгое время при изготовлении глазури для посуды использовались соединения свинца. О содержании свинца в посуде я уже опубликовал подробную статью, и рекомендую с ней ознакомиться в том случае, если у вас есть старая посуда (> 40 лет), если вы собираетесь покупать старую посуду или посуду ручной работы от небольших производителей.
Несмотря на то, что современная посуда в целом безопаснее старой, некоторые мастера до сих пор применяют достаточно вредную глазурь и вредные краски. При регулярном использовании такой посуды это иногда приводит к тяжёлым последствиям – например, к отравлению свинцом (подробнее см. упомянутую выше статью). Современная керамическая посуда от подавляющего большинства крупных европейских и американских производителей безопасна и подходит для ежедневного использования. С керамической посудой от маленьких фирм (особенно из развивающихся стран), а также с антикварной или глубоко винтажной посудой могут быть проблемы. Если вы не уверены в том, безопасна ли она, и не можете получить соответствующую информацию, используйте её лишь для декоративных целей или используйте редко (и не давайте её детям). Ещё один вариант – регулярное использование, например, в качестве тарелочки для косточек из рыбы, оливок, винограда и т.д., в качестве миски для конфет или печенья в обёртках и т. п.
Антикварная чашка Schumann Bavaria, Made in Germany (этот бренд уже не существует)
Для полноты картины добавлю, что некоторые старые тарелки, чашки и тому подобные вещи содержат уран и являются радиоактивными. Подробнее об этом читайте в отдельной статье; тут я лишь отмечу, что посуда со значительной радиоактивностью – это всё-таки очень большая редкость.
Радиоактивная миска Fiesta Red (винтаж), США
О том, как ухаживать за винтажной и антикварной посудой, читайте здесь.
История
Главный центр фарфорового производства Чехии расположен в знаменитом Карловарском крае. Этот регион на западе Богемии известен не только своими целебными курортами, но и крупными залежами редкой по составу каолиновой глины. Именно ей чешский фарфор обязан своей исключительной белизной, прочностью и тонкостью. Керамическое производство края зародилось в начале XVIII века. Условия для этого сложились самые благоприятные: большую часть территории покрывали леса, поэтому хватало дров и угля для обжиговых печей, а также воды – основного энергоресурса того времени.
Инициаторами создания предприятий были в основном немцы, привлечённые дешевизной природных ресурсов. Однако они столкнулись со сложностями бюрократического порядка. В 1718 году император Карл VI даровал право на монополию Венской фарфоровой мануфактуре Аугартен, второй по значимости в Европе, после прославленного Мейсена. Владелец предприятия – Клаудиус Инноценциус дю Пакье пресекал любые попытки конкуренции, в результате все заявки из чешских земель с просьбой о выдаче лицензии на производство отклонялись под разными предлогами.
Сначала фабрики открывались нелегально, под видом народных гончарных промыслов. Рецепты фарфоровой массы были получены путём тщательного анализа китайских образов, однако первые изделия чешских мастеров оказались далеки от азиатских и даже европейских аналогов. Они не соответствовали высоким стандартам, заданным немецкими и австрийскими мануфактурами.
Пионеры чешского фарфора
Первая фарфоровая мануфактура открылась в небольшой деревеньке Гае около Горни-Славково в 1789 году. Её создателями стали местный извозчик Ф. Хаберцитель и городской торговец Якуб Юст, занимавшийся импортом керамической посуды из Тюрингии. Обнаружив в районе соседней Яворны запасы белой глины, предприимчивый коммерсант отвёз образец своим поставщикам на фабрику в Валлендорфе, где эксперты подтвердили пригодность сырья для производства фарфора.
Позднее на другом предприятии – в Рудольштадте из яворской глины была изготовлена опытная партия посуды настолько высокого качества, что землевладельцы и арендаторы в окрестностях Гае решили оказать финансовую поддержку начинанию Хаберцителя. Сам он не имел средств для создания масштабного керамического производства. В период с 1772 по 1815 год на Карловарской земле было открыто восемь фарфоровых заводов в городах Горни-Славков, Клаштерец-на-Оргжи, Бржезова, Стружна, Даловица, Ходов, Стара-Роле и Локет.
В наши дни список пополнился новыми предприятиями, а часть прежних закрылась по тем или иным причинам. Но они внесли свой неоценимый вклад в развитие чешской фарфоровой промышленности, определив её неизменное лидерство на мировом рынке.
Советская посуда
В России выпуск костяной посуды и декоративных изделий освоили намного позднее, чем в Европе. Императорский фарфоровый завод впервые выпустил его в 1968 году. Он и сегодня является единственным предприятием, выпускающим сувениры и посуду из костного фарфора.
Советские специалисты приступили к освоению технологии из-за дефицита минеральных материалов. Возможность заменить их костями воодушевила технологов. Первые чашки и блюдца получились слишком тонкими, покупатели скептически отнеслись к этому. Тогда технологи завода решили немного увеличить толщину – буквально на 0,3 мм. Сбыт увеличился.
Вскоре производитель столкнулся с очередной проблемой – дефицитом костей крупного рогатого скота, использовавшихся для производства сырья. Их заменили куриными костями, но готовые изделия получились сиренево-синего оттенка. В серийное производство сырье не пошло, зато ценится у коллекционеров.
Описание
Костяной фарфор (англ. Bone china) по свойствам и составу приближается к твёрдому, однако обладает меньшей пластичностью из-за снижения доли каолина и полевого шпата. Учитывая эту особенность, его используют преимущественно для изготовления элитной посуды и крайне редко для скульптурных работ.
Примерный состав фарфоровой массы:
- 30 – 45% костяной золы (у некоторых производителей до 50%);
- 25% каолина;
- 25% так называемого фарфорового камня – горной породы с высоким (до 65%) содержанием кварца и полевого шпата, а также примесями каолинита и флюорита.
Костяная зола, очищенная от оксида железа, придаёт готовым изделиям неповторимую белизну. Также, проникая в поры при обжиге, она увеличивает плотность черепка и, как следствие, его прочность. Для получения золы нужного качества, используют кости крупного рогатого скота. Предварительно их обезжиривают и подвергают обработке высокими температурами (около 1000°С), чтобы удалить любую органику и полностью стерилизовать. После этого кости перемалывают в муку и добавляют к жидкой шликерной массе, из которой формуют фарфоровую посуду. До первого обжига изделия остаются чрезвычайно хрупкими и требуют бережного обращения.
В производстве фарфора почти не применяются кости домашней птицы, поскольку их меньше и обходятся они дороже. Однако известно, что такая добавка придаёт черепку едва уловимый фиолетовый оттенок. Костяной фарфор на её основе предназначен для штучных предметов, изготовленных на заказ и обладающих высокой художественной ценностью.
Сегодня костяная зола почти полностью заменена синтетическими аналогами. Они никак не отражаются на качестве продукции, позволяя несколько упростить и удешевить её производство. Костяной фарфор по прочностным характеристикам превосходит твёрдый, хотя обжигается при более низких температурах – 1200°С против 1450°С соответственно.
Маркировка и производители
Независимо от того, используется ли для производства фарфора натуральная костяная зола или синтетические вещества, его маркируют одинаково: «Bone china» или, если качество изделий выше стандартного – «Fine bone china», иногда «Royal Bone China». Предприятий, выпускающих тонкостенную керамику этого вида не так много, поэтому лучше знать их названия для дополнительной защиты от фальсификата.
Великобритания:
- Wedgwood;
- Royal Crown Derby;
- Royal Doulton;
- Royal Worcester;
- Spode.
Япония:
- Noritake;
- Nikko;
- Narumi.
Россия:
Императорский фарфоровый завод.
Китай:
- Royal Aurel;
- Lenardi.
Корея:
Hankook Chinaware.
Казахстан:
АККУ.
США:
Lenox.
Производством занимаются также Индия, Индонезия, Шри-Ланка, Иран и Таиланд. Однако их продукция поставляется преимущественно на африканский рынок и не представлена в России.
Кинцуги в сердце Парижа
В центре города расположен культовый аргентинский ресторан Anahi. В течение двадцати лет он дожидался ремонта – и, наконец, час пробил. Владельцы пригласили известную в Европе Мод Бери. Та не захотела практически ничего менять. Лишь решила внести немного уюта и тепла в старое помещение. Мод всегда импонировала искусству кинцуги, а белая настенная плитка была сплошь покрыта трещинами. В итоге дизайнер заполнила все сколы и трещины раствором с медным порошком. Белые стены заиграли по-новому, да и весь облик ресторана заметно изменился. Чтобы подчеркнуть красоту стен, Мод выбрала позолоченную мебель.
Таким образом, искусство кинцуги прекрасно в любых своих проявлениях.
Nok
«OMG what beautiful bowls! They are GORGEOUS» — отзывы из комментариев магазина на Etsy проекта Nok исключительно положительные или очень положительные. Бренд минималистичной посуды для тех, кто предпочитает спокойную гамму буйным принтам, основал Денис Гуляйкин. Как написано на официальном сайте бренда, «наша цель — создавать качественные изделия, идеально подходящие для повседневного использования. Они не украшают блюда, а служат для них скромным фоном». Лаконичный и нейтральный (но совсем нескучный) дизайн подойдёт для любой кухни, офиса или кофейни — если вы вдруг предприниматель. В инстаграме Nok можно увидеть некоторые этапы производства и посмотреть на любимого питомца основателя — нас такой человеческий подход не может не подкупать. В среднем бренда обойдётся в 1000 рублей, а — в 1800.
Немного об истории материала
Многие учёные сегодня сходятся на том, что керамические изделия появились ещё в период неолита. Именно в это время люди начали вести оседлый образ жизни, занялись обустройством жилища, разведением скота, земледелием. И, естественно, для нормальной организации быта им требовалась посуда. Проще всего её было изготовить из глины, которую впоследствии обжигали для большей крепости. Обожжённая глина позволяла получить герметичные и при этом прочные ёмкости разного объёма для хранения продуктов разной консистенции.
Изначально изготовление глиняной (керамической) посуды больше походило на лепку из пластилина. Нужную форму изделиям мастерицы придавали пальцами (да, до определённого момента этим промыслом занимались исключительно женщины).
Обжиг же осуществляли на кострах при довольно низкой (в сравнении с современной технологией производства керамики) температуре – всего около 600 градусов. Уже позже с развитием ремесленного мастерства появились специальные печи, в которых при помощи подкачки воздуха можно было добиться более высокой температуры.
Процесс изготовления прообразов керамической посуды был предельно простым, а потому неудивительно, что первые образцы были довольно хрупкими и неказистыми. Но и для этой проблемы люди нашли решение. Они наловчились полировать посуду при помощи камня или дерева. Затем, когда человек озаботился не только функциональностью своего жилища, но и его уютом, глиняные изделия начали украшать. Сначала это были лишь рельефные узоры, затем ёмкости обзавелись глиняными ручками, а чуть позднее их начали покрывать особой краской (которая добывалась всё из той же глины).
Расцвета производство посуды из глины достигло около 4000 лет назад в Китае, а вот в том виде, в котором представлено большинство керамических изделий сегодня, глиняные изделия начали производиться в XIII веке, когда страной правила династия Сунг.
Секреты технологии китайского фарфора тщательно охранялись. Ни одному европейцу не удавалось узнать хоть какие-то подробности создания тех удивительных изделий из тонкого и нежного материала. Но всё изменилось в 1710 году, когда Иоганн Фридрих Бёттгер (придворный немецкий алхимик) сумел самостоятельно подобрать формулу, которая позволяла изготовить керамическую посуду, практически полностью идентичную китайской.
Это знаменательное открытие позволило открыть в городе Мейсене первую европейскую фабрику по производству керамики. Кстати, фабрика функционирует по сей день. Продукция, изготавливаемая немцами, пользовалась огромным успехом, особенно у аристократических семей из России. Заказов было порой так много, что производителям пришлось выделить несколько отдельных дней в неделе, в которые изготавливались керамические изделия только для клиентов Российской империи.
Обзор материалов для изготовления посуды
Для производства посуды используют разные материалы – металлы, керамику, глину, стекло, фарфор, пластик, силикон. Выбор материала обусловлен назначением и условиями эксплуатации кухонной утвари или столового прибора.
Из чего делают кухонную посуду
Первую посуду делали из глины, после обжига она становилась прочной и выдерживала высокие температуры в печи и воздействие воды. Сейчас некоторые виды кухонной посуды также изготавливают из глины и ее «потомка» керамики. Это горшочки для запекания, утятницы, формы для выпечки, кастрюли.
Кухонную утварь из керамики и глины можно ставить в духовку, но нельзя допускать резкого перепада температур. Для приготовления на газовой плите следует использовать рассекатель пламени. Но в продаже есть керамические сковороды и кастрюли с усиленным металлическим дном. Эти модели подходят для всех видов плит, включая индукционные и газовые.
Самая популярная посуда на современной кухне – металлическая. Для производства используют безопасные для человека виды металлов:
- Чугун – один из лучших материалов для посуды, долговечный и практичный. Чугун обладает естественными антипригарными свойствами, долго сохраняет температуру, не боится воздействия огня и жара.
- Пищевой алюминий – долговечный и прочный металл, который можно не покрывать защитной эмалью. Алюминиевую посуду производят методом литья и штамповки. Для защиты от пригорания сковороды и кастрюли покрывают антипригарными составами.
- Черная сталь – прочный металл, устойчивый к деформации и высоким температурам. Требует покрытия эмалью.
- Нержавеющая сталь – абсолютно инертный материал, не боится кислот и щелочей, выдерживает перепады температур и не теряет своих свойств при царапинах.
- Медь – дорогое сырье, используемое для эксклюзивной посуды или некоторых ее видов, например, сковород для открытого огня и турок для кофе.
Стекло пришло на кухню с появлением микроволновых печей и электроплит. Кастрюли и жаровни делают из жаропрочного стекла, но на газовую конфорку все равно нужен рассекатель пламени.
Силикон – новинка на кухне. Силиконовые формы для духовки и микроволновки уже есть у всех хозяек, а вот кастрюли и котелки с металлическим дном для газа и открытого огня пока еще вызывают интерес и недоверие.
Материалы для столовой посуды
Столовая посуда не подвергается воздействую высоких температур и огня, поэтому здесь не нужно использовать материалы, устойчивые к нагреву. Но много других нюансов. Материалы изготовления и защитные покрытия для столовой посуды должны:
- быть инертными к кислотам и щелочам;
- выдерживать контакт с горячими жидкостями и продуктами;
- не трескаться от контраста температур;
- не бояться моющих средств.
В продаже есть столовая посуда из керамики, фаянса, фарфора, стекла, металлов, пищевых разновидностей пластика. Фавориты на столе – керамика, фарфор, фаянс и стекло. Из них производят столовые, чайные и кофейные сервизы, другие предметы для сервировки стола.
Бокалы, рюмки, стаканы и другую посуду для алкогольных и безалкогольных напитков делают из различных видов стекла: обычного, хрустального, термостойкого, хрусталя. Новинка – двойное стекло, сохраняющее температуру содержимого и защищающее руки от горячего или холодного.
Антипригарные и защитные покрытия
Чтобы сковороды не пригорали, а кастрюли не окислялись от кислот, посуду покрывают различными видами антипригарных и защитных покрытий. Покрытие бывает:
- тефлоновое;
- керамическое;
- каменное (мраморное, гранитное);
- титановое.
Подробнее о видах антипригарных покрытиях для посуды читайте в другой нашей статье. Там же вы узнаете, какое более надежное и практичное.
Чугунную и стальную утварь покрывают эмалью. Эмалирование – сложный процесс, но покрытие получается прочным и устойчивым к царапинам. Эмалированные кастрюли подходят для приготовления борщей, супов, рагу, овощных блюд и компотов. Однако в них нельзя кипятить молоко и не стоит варить макароны и изделия из теста – прилипают.
Керамическую посуду покрывают глазурью. Глазированные изделия более практичны, не впитывают пищу и запахи, но горшочки и формы лишаются пор – естественного регулятора влажности приготавливаемых блюд.
На нашем сайте «Виды посуды» вы найдете инструкции по выбору лучших кастрюль и сковородок, научитесь выбирать стаканы и чашки, узнаете, как покупать недорогие столовые приборы, не теряя в качестве. Добавьте сайт в избранное, чтобы прийти к нам снова!
Как хранить и ухаживать?
Правила ухода и хранения просты, но владельцы посуды часто о них забывают.
- Тарелки нельзя ставить стопкой — одна на другую. Если места мало, между ними нужно класть бумажные полотенца.
- Изделия из костной муки нельзя держать рядом с обогревателями и каминами во избежание деформации.
- Вода для мытья должна быть комнатной температуры, но ни в коем случае не горячей. Костяная посуда боится температурных перепадов.
- По той же причине нельзя ставить еду в фарфоровых тарелках в холодильник и разогревать в микроволновых печах.
- Прежде чем налить в тарелку горячее, нужно медленно прогреть стенки горячей водой.
- Желательно отказаться от жестких посудных губок и агрессивных моющих средств, чтобы не повредить поверхность.
- Протирать посуду после мытья нужно мягкой сухой тканью.
Срок службы изделий из костяного фарфора – 100 лет и более при условии соблюдения всех рекомендаций, перечисленных выше.
Современное производство
Сегодня керамика как отечественного, так и зарубежного производства изготавливается посредством обжига глины или глиняных смесей:
- Несмотря на большое разнообразие готовых изделий, для производства керамики используется только смесь из глины, каолина, полевого шпата и кварца.
- Для придания заготовке нужной формы мастера используют специальные гипсовые формы.
- После того как форма была создана, из заготовки удаляется воздух (это помогает повысить пластичность готовой продукции и улучшить общее качество продукции).
- Далее начинается основной этап производства: спекание. Сначала изделие спекают при высокой температуре, затем обжигают, а после этого покрывают декоративными составами. В зависимости от того, какой именно продукт должен получиться в конце, выбирается и температурный режим. Обычно показатели варьируются в пределах 900-1250 градусов Цельсия. Результатом такой обработки становится твёрдое глиняное изделие, которое при этом приобретает огнеупорность и химическую устойчивость.
- Для того чтобы избежать появления трещин готовую продукцию покрывают специальной глазурью.
Свежий взгляд на кинцуги: позолоченный пол
Да, прежде с помощью кинцуги «спасали» только посуду. Но то было раньше. Сегодняшние дизайнеры мыслят шире. Например, японское бюро TANK нашло новый подход к старинному искусству.
Японцам предстояло отремонтировать и преобразить старую квартиру. Потом превратить ее в небольшую гостиницу, где будут проживать художники. А они, как известно, натуры творческие и любят искусство. Поэтому дизайнер Наритаке Фукимото решил объединить современную моду с традициями. Так получилась гостиница под названием Xchange Apartment. Главная ее фишка заключается в сером бетонном полу, украшенном золотым лаком.
Фукимото поменял пол в квартире. Для работы он намеренно выбрал цемент, который легко растрескивается. Но раствор дизайнер использовал обычный – на основе эпоксидной смолы, подкрашенной в золотистый цвет. К сожалению, традиционный раствор не подходил, ведь по полу постоянно ходят люди.
Интерьер можно смело назвать минималистским. Ничего лишнего, из украшений – пара зеркал и необычный пол. Но Фукимото уверяет: нет ничего лучше, чем красота в простоте.
Шоколадник
1 / 6
Шоколадник с крышкой. Германия, 1744–1745 годы Государственный Эрмитаж
2 / 6
Шоколадник с крышкой. Германия, 1730–1735 годы Государственный Эрмитаж
3 / 6
Шоколадник с крышкой. Германия, около 1760–1775 годов Victoria & Albert Museum, London
4 / 6
Шоколадник с крышкой. Германия, конец XVIII века Victoria & Albert Museum, London
5 / 6
Шоколадник с крышкой. Германия, около 1765–1775 годов Victoria & Albert Museum, London
6 / 6
Шоколадник с крышкой. Нидерланды, около 1774–1778 годовRijksmuseum, Amsterdam
Горячий шоколад стал популярным в Европе в XVII веке, и для этого изысканного напитка стали делать специальные сосуды, которые так и назвали — шоколадники. Это был дорогой, под стать самому шоколаду, богато украшенный высокий чайник из серебра или фарфора с коническим носиком или треугольным сливом, откидной или съемной крышкой. Горизонтальная ручка монтировалась сбоку — так было удобнее наливать тягучий напиток. Ручку дополнял деревянный или костяной черенок. На крышке шоколадника было отверстие, куда опускали палочку с резными зубчиками на конце, чтобы вспенивать ею густой напиток. Шоколад наливали в специальные чашечки, более узкие, чем чайные, и чаще всего с двумя ручками. Особой роскошью считались целые сервизы для шоколада: фарфоровые шоколадник, чашки с крышками и сахарница, а также золоченого серебра ложечки и поставец, на котором располагались все эти предметы.
Ручная роспись и другие техники декорирования
В наши дни всё ещё производится посуда, расписанная полностью вручную. Цены на неё могут быть как чрезвычайно высокими (если речь идёт о западноевропейском производстве и известных марках), так и умеренными (например, в случае с африканским или азиатским производством)
Однако при покупке расписанной вручную посуды обращать внимание стоит не только на цены, но и на общий уровень исполнения, технические детали, материал. Скажем, в Марокко вы можете приобрести недорогую керамику с ручной росписью, но роспись эта иногда выглядит небрежно и вызывает в памяти название мультфильма «Тяп-ляп, маляры» (не говоря уже о других мелких недостатках)
Хотя в этом бывает особый шарм… но не забывайте про химические нюансы – если вы не уверены в том, что посуда безопасна, используйте её очень ограниченно / редко (см. выше). (В скобках добавлю, что марокканская посуда может быть сделана и расписана весьма аккуратно).
Вручную расписанная керамика из Марокко
Разница в уровне исполнения недорогой марокканской посуды ручной работы и, например, посуды от немецкой мануфактуры Meissen очень велика… но и цены у того же Meissen совсем другие (я бы сказал – безумно высокие, если речь идёт именно об изделиях, расписанных вручную).
Мастер на мануфактуре Meissen расписывает тарелку вручную (все изделия Meissen делаются в Германии)
Каким же образом появляются орнаменты на всей остальной посуде, которая вручную не расписывается? Их могут наносить, например, при помощи деколи (decal) – «переводной картинки»; этот способ (transfer printing) активно применяли ещё в XIX веке. В англоязычных странах для обозначения соответствующей посуды используется термин transferware. Даже дорогие и качественные изделия из фарфора могут относиться к категории transferware. Если вас интересуют детали процесса, посмотрите вот это видео и вот это.
Первое видео: обратите внимание на слова в районе 13:05-13:20. Изображение с помощью переводной картинки там наносится на «бисквитный» фарфор, который получается после первого обжига
На пути к конечному продукту будет ещё одна важная стадия — второй обжиг, в процессе которого изображение будет прочно «впечатано» в тарелку и залито прозрачной глазурью. Эта стадия на данных видео не демонстрируется, но её можно увидеть вот тут, где показан (вкратце, в общих чертах) современный процесс производства посуды на английской фабрике Portmeirion, где изготавливается сегодня большая часть ассортимента Spode (с 2009 года бренд принадлежит группе Portmeirion). Обратите внимание на современную машину для нанесения орнамента на тарелки (1:30-1:40). Оригинальная фабрика Spode, показанная на первых двух видео, к сожалению, не работает уже более десяти лет.
Орнамент может наноситься на фарфор как после первого обжига, так и после второго обжига (то есть на фарфор, уже покрытый глазурью). Во втором случае после нанесения орнамента осуществляется ещё один обжиг при сравнительно низкой температуре (для «закрепления» изображения). Есть и третий вариант — нанесение орнамента на «бисквитный» фарфор, уже покрытый «сырой» глазурью (разумеется, после этого осуществляется второй обжиг). У всех вариантов есть свои минусы, плюсы и особенности (и это тема для отдельной большой статьи).
Антикварное блюдо Schumann Bavaria из фарфора, украшенного с помощью техники transfer printing (деколь) (Made in Germany)
Иногда декорирование керамической посуды производится с помощью трафаретов; соответствующий процесс называется stencilling и применяется с XVII века. Трафареты вырезаются из бумаги и закрепляются на изделии, затем кистями, которые держат под определёнными углами, умело наносится краска. Трафареты могут быть небольшими – иногда они закрывают лишь малую часть изделия, как, например, показано вот в этом видео (там же, кстати, демонстрируется и техника screen printing (= трафаретная / экранная печать), которая тоже порой используется при декорировании керамики / она была изобретена в начале XVIII века, но в мир керамики вошла только в XX веке).
Наконец, для декорирования керамики изредка используют губки с красками (и говорят, что эта техника – sponge printing – появилась на Крите ещё четыре тысячи лет назад). Посуду, которую украсили таким образом, иногда именуют термином spongeware. В ассортименте бренда Tory Burch есть немало соответствующих изделий.
Кружки Tory Burch, декорированные с помощью техники sponge printing
Философия кинцуги
У каждого предмета есть своя история, и она по-своему прекрасна. Даже если предмет роняли, ломали, разбивали. Каждую деталь этой истории следует всячески подчеркивать. Поэтому японские умельцы при склеивании посуды используют специальный раствор. Они смешивают сок лакового дерева с порошком любого металла. Например, золота, серебра, платины, меди или бронзы. Этим раствором и покрываются трещины. Японцы уверены, что склеенная таким способом посуда даже красивее, чем обычная.
Кинцуги – яркий пример того, как искусство рождается совершенно случайно. Считается, что кинцуги появилось в XV веке. Один сёгун разбил свою любимую чашу. Не желая с ней расставаться, он отправил ее китайским мастерам. Но результат их работы сёгуна не удовлетворил. Тогда он собрал японских умельцев и велел им придумать что-нибудь новенькое. Те «залатали» трещины золотом, и тогда результат понравился всем без исключения.
Сбор лака (его еще называют уруси) – занятие непростое и даже опасное. Дело в том, что свежий сок лакового дерева токсичен. Но, стоит ему затвердеть, как все опасные вещества испаряются. Так что ценителям кинцуги опасаться нечего.
Кстати, кинцуги бывает разным. Мастер может разбить только что изготовленную посуду и тут же ее склеить. Но случается, что разбивали ценнейшие предметы искусства. Оказывается, что некоторые любители кинцуги и коллекционеры намеренно уничтожали драгоценные вазы, чаши и прочие предметы посуды. Затем склеивали их и добавляли в свои коллекции. За это их, естественно, осуждали.
На Западе долгое время не могли понять это искусство. Для европейца сломанная вещь – это просто сломанная вещь, отслужившая свой срок. Ее выбрасывают и заменяют на новую. Но японцы относились к так называемому потребительству с пренебрежением. И продолжали искать красоту и вдохновение даже в старых, сломанных и залатанных вещах.
Рюмочная передача
1 / 6
Рюмочная передача. Германия, 1779–1781 годы Государственный Эрмитаж
2 / 6
Рюмочная передача. Австрия, 1785–1786 годы Государственный Эрмитаж
3 / 6
Рюмочная передача. Великобритания, около 1780 года Victoria & Albert Museum, London
4 / 6
Рюмочная передача. Китай, около 1700–1715 годов Victoria & Albert Museum, London
5 / 6
Рюмочная передача. Великобритания, около 1780–1800 годов Victoria & Albert Museum, London
6 / 6
Рюмочная передача. Великобритания, около 1850 года Victoria & Albert Museum, London
В каждом европейском парадном сервизе XVIII века обязательно была рюмочная передача — овальный сосуд из серебра, фаянса или фарфора в форме чаши с фестончатым краем и декоративными ручками в виде завитков или человеческих и звериных масок. Рюмки или небольшие бокалы подвешивались в передаче за фестоны — основанием вверх. Обычно рюмочная передача была рассчитана на двенадцать рюмок или бокалов, и в зависимости от того, что предполагалось пить, ее наполняли колотым льдом, холодной или горячей водой. По правилам этикета XVIII столетия рюмочные передачи, как и сами напитки, стояли во время обеда на буфетах. Необходимую стеклянную посуду к столу подносили слуги.
Передачи бывали не только рюмочными, но и бутылочными. У них уже не было фестонов по краям, и подавали в них бутылки с вином, ликером или лимонадом. В XIX веке рюмочные и бутылочные передачи практически вышли из обихода — столовое стекло и хрусталь стали частью куверта (набор предметов для одного человека на столе), их расставляли заранее, следуя новой сервировочной моде, которая называлась русской: гости рассаживались за столом, а блюда вносили по одному.
Особенности богемской продукции
Современные предприятия Богемии продолжают в своей продукции традиции барокко, классицизма и ампира. Их сервизы поражают благородством форм и дворцовой роскошью декора с обязательной ручной росписью и позолотой. Второе не менее популярное направление, которое больше присуще крупным фабрикам – стилизованное кантри с элементами местного фольклора.
Две разновидности чешской керамики пользуются особым успехом:
- посуда с так называемым «луковым» декором;
- единственный в своём роде розовый фарфор.
Особенность богемских производителей – умение чувствовать нужды потенциальных потребителей и учитывать их при изготовлении продукции. Например, для каждого сервиза выпускаются дополнительные чашки и тарелки. Их всегда можно приобрести отдельно, если что-то из купленного ранее разобьётся или понадобится увеличить количество столовых предметов.
«Цибуляк»
Так сами чехи называют необычный узор, которым покрывают свои фарфоровые сервизы. «Луковый» рисунок впервые стали применять в середине XVIII века керамисты Мейсена, на свой лад копируя китайские образцы подглазурной кобальтовой росписи. Для неё использовались популярные на востоке растительные мотивы, имевшие символическое значение.
Цветы, плоды и травы располагались в строгом порядке, который не следовало нарушать. В центре рисовали крупные бутоны – астры, хризантем, пионы. Они выражали пожелание долголетия, процветания, благополучия и крепости семейных уз. На ободках тарелок изображались персики и гранаты. Считалось, что они обладают защитным свойствами и сохраняют энергию тех, кто пользуется расписной посудой.
Гранаты и стали «камнем преткновения» для чешских художников по фарфору. Южный фрукт был незнаком в этой стране, а потому никто не смог понять, что нарисовали мейсенские или китайские мастера. Плод граната с раскрытой чашечкой вверху отдалённо напоминал лук. Вот и стали работники богемских мануфактур изображать привычный овощ, придавая ему всё более узнаваемые черты. В результате родился новый уникальный фарфор, всему миру известный как «луковый», а по-чешски – «цибуляк». Посуду с «народным» рисунком особенно любят привилегированные слои общества, в том числе и члены королевских семей Европы.
Розовое великолепие
Богемия – единственный регион, где производится настоящий розовый фарфор. Это цвет черепка, а не нанесённой поверх него глазури, как в сервизах стиля «Помпадур», выпускаемых крупнейшими европейскими заводами. Состав каолиновой массы, дающей необычный оттенок, держится в секрете. После обжига бисквит остаётся розовым, его просто покрывают прозрачной глазурью, чтобы увеличить прочность и водостойкость.
Глина оттенка утренней зари используется преимущественно для парадных сервизов в изысканном классическом стиле. Декорируется посуда рельефными вставками, цветочным рисунком и вензелями из 24-каратного золота. Производство розового фарфора требует специальных навыков и знаний, что обуславливает его высокую стоимость по сравнению с белыми разновидностями. Первой изготавливать сервизы из такого материала стала мануфактура посёлка Ходов в 1811 году.